ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОЛЛАЖА КАК ДИДАКТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-113-133
Аннотация
Цель – выявить функции и потенциальные образовательные возможности использования коллажа как дидактического средства.
Методы и методики: многосторонний теоретический анализ данных различных наук и их обобщение; деятельностный подход в исследовании восприятия учащимися материала; коммуникативный подход к установлению связи между процессом восприятия коллажа и процессом речевого общения; лингвокультурологический подход в рассмотрении коллажа как знака, носителя информации и объекта коммуникации; принципы развивающего обучения.
Результаты: на основе концептуального синтеза научных работ из разных отраслей социогуманитарного знания: философии, культурологи, семиотики и психологии – убедительно доказывается, что коллаж как дидактическое средство в целом адекватно особенностям когнитивного стиля восприятия современных школьников и в частности соответствует целям иноязычного образования. Показана специфика коллажа как объекта восприятия, выделены его семиотические характеристики и важные качества как одной из основных дидактических единиц.
Научная новизна. С опорой на результаты комплексного междисциплинарного анализа выявлены и описаны функциональные ресурсы коллажа как культурного феномена и как дидактического инструмента, применение которого в учебном процессе открывает новые познавательные, развивающие, воспитательные и учебные возможности.
Практическая значимость: предложена методическая база к структурированию содержания и выбору формы коллажа для решения образовательных задач.
Об авторе
И. Б. РыжкинаРоссия
учитель немецкого языка
Список литературы
1. Вермо А., Вермо О. Мэтры сюрреализма: энциклопедия: пер. с фр. / под ред. Т. Б. Евдокимовой. С-Петербург: Академический проект, 1996. 288 с.
2. Грицанов А. А., Можейко М. А. Постмодернизм: энциклопедия. Минск: Интерпрес-сервис; Книжный Дом, 2001 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/encycl/post_mod_encyclop_all.html.
3. Елина Е. А. Семиотика рекламы: учебное пособие. 2-е изд. Москва: Дашков и К°, 2012. 136 с.
4. Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. Москва: Языки славянских культур, 2007. 792 с.
5. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. С-Петербург: Питер, 2011. 448 с.
6. Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста // Ю. М. Лотман. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 129–132. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.philology.ru/literature1/lotman-92b.htm.
7. Любимов В. В. Психология восприятия: учебник. Москва: Эксмо; ЧеРо; МПСИ, 2007. 472 с.
8. Мирошниченко И. В. Семиотика: конспект лекций. Москва: А-Приор, 2007. 126 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56343/
9. Пассов Е. И. Методика как теория и технология иноязычного образования. Кн. 1. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. 543 с.
10. Психологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. Москва: Астрель; АСТ; Хранитель, 2007. 479 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С.-Петербург: Питер, 2000. 712 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0180/1_0180–64.shtml#book_page_top.
12. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. Москва: МГУ, 1988. 288 с.
13. Cеменюченко Н. В. Невербальный ряд учебника русского языка как средства освоения би(поли) культурного пространства // Русскоязычие и би(поли) лингвизм в межкультурной коммуникации XXI века: когнитивно-концептуальные аспекты: материалы II Международной научно-методической конференции. Пятигорск, 23–25 апреля 2009 г. / под ред. Л. В. Витковской, А. М. Казиевой. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. С. 106–109.
14. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. С.-Петербург: Изд-во В. А. Михайлова, 2002. 461 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.vuzlib.org/beta3/html/1/23490/23559/.
15. Соломоник А. Позитивная семиотика: О знаках, знаковых системах и семиотической деятельности / под ред. Г. Е. Крейдлина. 2-е изд. Москва: ЛКИ, 2011. 192 с.
16. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. Москва: ЛИБРОКОМ, 2009. 248 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3393759.
17. Muller Bernd-Dieter. Begriffe und Bilder. Bedeutungscollagen zur Landeskunde. In: Zielsprache Deutsch, H. 2. 1983. S. 5–15.
18. Siekmann Manfred. Collagen als produktives Medium. Der fremdsprachliche Unterricht, H. 93. 1989: Bildkunst und Sprache.
Рецензия
Для цитирования:
Рыжкина И.Б. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОЛЛАЖА КАК ДИДАКТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД. Образование и наука. 2014;(6):113-133. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-113-133
For citation:
Ryzhkina I.B. EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF COLLAGE AS A DIDACTIC MEANS: INTERDISCIPLINARY APPROACH. The Education and science journal. 2014;(6):113-133. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-113-133