РОЛЬ АКТУАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЗДАНИИ БЕЗОПАСНОЙСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-127-138
Аннотация
В статье поднимается проблема социальной безопасности, которая становится особенно острой в связи с вступлением человечества в «эру неизвестности». Акцентируется необходимость разработки общей теории социальной безопасности, отвечающей вызовам времени, поиск ее концепций и моделей, которые должны быть конкретизированы относительно различных аспектов процесса социализации личности и уровней реального воплощения – федерального, регионального, муниципального и т. д. Перспективным направлением исследований возможностей создания безопасной среды обитания автор считает актуализацию психолого-педагогическими средствами жизненного опыта несовершеннолетних.
Социально-психологическое функционирование личности показано как разноуровневое соотношение внутренних и внешних ресурсов, используемых для решения сложных ситуаций. Своевременная мобилизация внутренних ресурсов (свойств личности) ребенка, обучение разумному использованию внешних источников преодоления проблем, формирование у подрастающего поколения безопасного для себя и окружающих стиля поведения могут существенно повысить качество жизни в современном социальном пространстве. Наряду с рисками нового информационного пространства, которые не могут не оказывать влияния на сознание молодежи, указаны и охарактеризованы такие потенциально опасные социальные тенденции, как деинституциализация существующих социальных институтов, увеличивающаяся инфантилизация условий социального воспитания, пассивность субъектов социального взаимодействия в потенциально небезопасных ситуациях, деформация культурно-исторических каналов, девальвация идеи коллективизма.
В заключение автор подчеркивает, что государство и сфера образования обязаны создавать условия для выработки и закрепления у детей и подростков индивидуальных знаний о безопасном поведении и навыков такого поведения в реальных ситуациях, в противном случае невозможно говорить о полноценных позитивных перспективах современного общества.Об авторе
О. А. СеливановаРоссия
доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований
Список литературы
1. Антипьев А. Г. Условия и факторы социальной безопасности человека в Российском социуме // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Пермь, 29–30 сент.2009 г. / под общ. ред. З. П. Замараевой, М. И. Григорьевой. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2009. С. 14–20.
2. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: социология XXI века / под ред. Б. Л. Иноземцева. М., 2004.
3. Кузнецов В. Н. Социология безопасности: учеб. пособие. М., 2007.
4. Пугачева Е. Г., Соловьенко К. Н. Самоорганизация социально-экономических систем: учеб. пособие. Иркутск, 2003.
5. Селиванова О. А. Основные причины отклонений в поведении несовершеннолетних // Социальная педагогика: учеб. / под общ. ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. М., 2012. С. 238–244.
6. Ямбург Е. А. Школа и ее окрестности. М., 2011.
Рецензия
Для цитирования:
Селиванова О.А. РОЛЬ АКТУАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЗДАНИИ БЕЗОПАСНОЙСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ. Образование и наука. 2013;(7):127-138. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-127-138
For citation:
Selivanov O.A. THE ROLE OF TEENAGEERS’ LIFE EXPERIENCE ACTUALIZATION IN THE FRAMEWORK OF THE SAFE SOCIAL ENVIRONMENT FORMATION. The Education and science journal. 2013;(7):127-138. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-127-138