СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ВУЗАХ РОССИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-57-71
Аннотация
Целями статьи являются изучение практических подходов к проведению оценки удовлетворенности персонала высших учебных заведений местом и качеством своей работы, выявление и определение уровня зрелости систем такого оценивания, созданных в отечественных вузах.
Методы. В процессе практического исследования использовались общие и специальные методы научного познания: аналогия, системный и структурный анализ, контент-анализ, метод сравнения.
Результаты. В публикации представлены результаты анализа деятельности 29 национальных исследовательских вузов России по определению отношения сотрудников вуза к выполняемой ими работе и работодателю, выяснению их основных требований и ожиданий к условиям труда. На основе содержания существующих в университетах внутренних документов обозначены уровни развития систем оценки удовлетворенности персонала и подходы к таким процедурам. Показано, что совершенствование систем оценки удовлетворенности персонала вузов, комплексное выявление как субъективных, так и объективных ее показателей позволят принимать более обоснованные управленческие решения, повысить заинтересованность сотрудников в совершенствовании деятельности образовательного учреждения; экономическим эффектом может стать сокращение вузом затрат временных и интеллектуальных ресурсов.
Научная новизна и практическая значимость. Изложенный в статье материал может быть полезен сотрудникам отделов кадров и служб качества высших учебных заведений России, а также менеджерам, работающим в системе образования и участвующим в проведении мониторингов качества деятельности учебных заведений. Теоретические положения работы могут стать базой для формирования и развития моделей систем оценки удовлетворенности персонала и отправной точкой научных исследований, связанных с разработкой методических рекомендаций по измерению этого фактора, оказывающего существенное влияние на продуктивность работы организации в целом.
Об авторе
Наталья Александровна НовокрещеноваРоссия
аспирант кафедры управления качеством, Саранск (РФ)
Список литературы
1. Алиев В. Г. Организационное поведение. Москва: Экономика, 2004. 310 с.
2. Асташова О. Барометр мотивации персонала компании // Бизнес без проблем. Персонал. 2002. № 11. С. 38–43.
3. Бармакова Н. Удовлетворенность персонал: время оценить // Справочник по управлению персоналом. 2009. № 11. С. 86–89.
4. Бондаренко В. В. Повышение эффективности управления трудовыми ресурсами в условиях модернизации и перехода экономики на инновационный путь развития. Пенза: РИО ВЗФЭИ, 2012. 170 с.
5. Коротков Э. М. Управление человеческим капиталом: эффективность, деловая репутация, креативный потенциал // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 4. С. 18–30.
6. Кулагин О. Оценка удовлетворенности персонала // Справочник по управлению персоналом. 2009. № 8. С. 56–60.
7. Новаторов Э. В. Аудит внутреннего маркетинга методом «важность-исполнение» // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 3. С. 40.
8. Обзор ключевых беспокойств преподавательского сообщества: результаты опроса преподавателей НИУ ВШЭ // Академическая среда. 2014. № 3. С. 1–3.
9. Руководство для участников конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Москва: Изд-во стандартов, 2012. 31 с.
10. Салимова Т. А., Новокрещенова Н. А. Удовлетворенность персонала вуза в системе составляющих качества трудовой жизни // Качество. Инновации. Образование. 2013. № 10. С. 3–8.
11. Скрипко Л. Е. Изучение предпочтений работников и их отношения к работодателям // Кадровик. 2012. № 2. С. 96–104.
12. СМК-ДП-4.1.–Ф–02. Отчет о результатах мониторинга удовлетворенности потребителей. Белгород, 2012. 118 с.
13. СМК-ДП-7.2.1–01–2010. Взаимодействие с заинтересованными сторонами. Версия 1.0. Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева. Саранск, 2010. 69 с.
14. СМК СТО 8.2.02–09. Мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон. Москва: Государственный технологический университет: Московский институт стали и сплавов, 2009. 31 с.
15. Соколова Л. И. Формирование подсистемы измерения и анализа удовлетворенности и вовлеченности персонала в процессы системы менеджмента качества образовательной организации: монография. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2009. 124 с.
16. Aziri В. Job satisfaction: a literature review // Management research and practice. 2011. Vol. 3. Issue 4. P. 77–86.
17. Büssing A., Bissels T., Fuchs V. & Perrar K.-M. A dynamic model of work satisfaction // Qualitative approaches. Human Relations. 1999. № 52 (8). Р. 999–1028.
18. Dahlgaard-Park Su Mi. Core values – the entrance to human satisfaction and commitment // Total Quality Management & Business Excellence Journal. 2012. Vol. 23. № 2. P. 125–140.
19. Locke E. A., Latham G. P. A theory of goal setting and task performance, Prentice Hall, 1990.
20. Walker A. S., Sorce Р. А. Correlates of Job Satisfaction of Early Career Employees in Printing and Publishing Occupations. A Research Monograph of the Printing Industry Center at RITRochester, 2009.
Рецензия
Для цитирования:
Новокрещенова Н.А. СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ВУЗАХ РОССИИ. Образование и наука. 2015;(5):57-71. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-57-71
For citation:
Novokreshchenova N.A. STAFF SATISFACTION ESTIMATION SYSTEMS IN RUSSIAN NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES. The Education and science journal. 2015;(5):57-71. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-57-71