НАРОДНЫЕ КАЗАХСКИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО- ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-165-176
Аннотация
Цель статьи – раскрыть способы освоения народных казахских инструментально-исполнительских традиций в процессе проведения уроков музыки в первых классах школ Республики Казахстан.
Методы исследования. В работе использовались такие методы, как анализ, обобщение и систематизация литературы; опрос первоклассников и рефлексия результатов опроса.
Результаты и научная новизна. Обозначена единая стратегическая линия музыкального обучения: восприятие – воспроизведение – творчество. Выявлены основные принципы отбора содержания музыкального воспитания: принцип полихудожественности и принцип контраста, учитывающие психологические особенности младшего школьного возраста. Выделены и описаны образовательные модули как эффективные способы освоения младшими школьниками народных инструментально-исполнительских традиций. Разработано содержание четырех таких модулей для уроков музыки в первых классах.
Практическая значимость. Успешно апробированное содержание четырех авторских модулей популяризации и присвоения учащимися культурного национального наследия было спроецировано на систему музыкальных занятий с дошкольниками в отдельных дошкольных образовательных учреждениях Петропавловска, что позволяет утверждать: данные модули могут быть использованы не только в практике общеобразовательных школ, но и в системе дошкольного образования.
Об авторах
Н. Г. ТагильцеваРоссия
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования
Л. В. Добровольская
Казахстан
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры музыкальных дисциплин
Список литературы
1. Асафьев Б. В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Москва: Музыка, 1965. 242 с.
2. Асемкулов, Т. Шертпе күй [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.otuken.kz/index.php/music.
3. Валиуллина Р. Н., Маханова А. К. Музыка: Методическое руководство для учителей 1-го класса общеобразовательной школы. Алматы: Атамура, 2012. 48 с.
4. Государственный общеобязательный стандарт 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан. Основные положения. Астана: МОиН РК, 2006. 73 с.
5. Добровольская Л. В. Национальные музыкально-исполнительские традиции на уроках музыки в школах Казахстана // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 266–272.
6. Добровольская Л. В. Приобщение школьников к народным музыкальным традициям // Музыкальное искусство и педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы развития: сборник научных статей. Алматы: Абай ат. ҚазҰПУ, «Улагат» баспасы, 2014. С. 23–28.
7. Дрыгина Т. А., Каскабасова Г. Г. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет). «Бiз мектепке барамыз» («На пути к школе») Астана: Дошкольное детство, 2009. 212 с.
8. Дюсембинов Р. К. Казахстан республикасынын музыкалық білім беру жəне дамыту"// Хабар"ЖГУ Талдыкорган, № 3–4, 2005. С. 83–87.
9. Кашина Н. И., Тагильцева Н. Г. К вопросу о механизмах формирования культурной идентичности казаков-кадетов средствами музыкальной культуры казачества // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 188–191.
10. Кишкашбаев Т. А. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской народной инструментальной музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук. Алма-Ата, 1992. 27 с.
11. Кульманова Ш. Б. Научно-педагогические основы воспитания младших школьников средствами казахской народной музыки: дис. … д-ра пед. наук. Алматы, 2000. 377 с.
12. Матвеева Л. В. Вариативность модели музыкального образования ребенка в современной российской семье // Современные проблемы науки и образования [Электрон. ресурс]. 2015. № 4. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=23940100.
13. Мустафаев Е. Ж. Күй онеpiне киянат жасамайык// Музыкалык əнер жəне музыкалык бiлiм берудiн педагогикасы: даму мəселелерш мен перспективалары Гылыми макалалар жинагы Алматы: Абай ат. ҚазҰПУ, «Улагат» баспасы, 2014. С. 245– 249.
14. Окуненко Л. А., Тагильцева Н. Г. Организация творческого сотрудничества: детский сад – школа – вуз в области художественного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. Т. 1. № 1. С. 70–75.
15. Сейталиева Б. С. Музыкальное и эстетическое воспитание учащихся на основе народных песен // Кəсiптiк мектеп. ПГУ им. Торайгырова. [Электрон. ресурс]. Павлодар, 2011. С. 59–60. Режим доступа: http://library.psu.kz/index.php?cat=articles&lang=rus&n=92323&option=com_catalog.
16. Тагильцева Н. Г. Современный учитель музыки: проблемы профессиональной подготовки // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т. 92. № 3. С. 134–139.
17. Тагильцева Н. Г. Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников: дис. … д-ра пед. наук. Москва, 2002. 330 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2011. 33 с.
19. Чернова Л. В. Обучение школьников вокально-хоровому искусству на основе традиций русской певческой школы // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 192–197.
20. Ыскақов Б. Шертпе күйлердегі орыдндаушылық еректеліктері // «Музыка əлемінде – В мире музыки». Алматы: ТОО «Білім LTD», 2012. № 2–3 (51). С. 3–5.
21. Юсов Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование. Астрахань, 1997 С. 214–220.
22. Kаzakh musical instruments. http://www.bukhara-carpets.com/kazakhmusical-instruments.html.
23. Matveev Y. V., Valieva E. N., Trubetskaya O. V., Kislov A G. Globalization and Regionalization: Institution Aspect // IEJME – Mathematics Education. 2016. Vol. 11 № 8. P. 3114–3126. (Translated from English)
Рецензия
Для цитирования:
Тагильцева Н.Г., Добровольская Л.В. НАРОДНЫЕ КАЗАХСКИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО- ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА. Образование и наука. 2016;(7):165-176. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-165-176
For citation:
Таgiltseva N.G., Dobrovolskaya L.V. NATIONAL KAZAKH INSTRUMENT AND PERFORMING TRADITIONS AT MUSIC LESSONS AT SCHOOLS OF KAZAKHSTAN. The Education and science journal. 2016;(7):165-176. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-165-176