Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-60-76

Аннотация

Введение. В современный образовательный процесс все активнее внедряются нейротехнологии, созданные с учетом принципов функционирования нервной системы. Использование устройств на основе нейротехнологий дает возможность создавать новые образовательные продукты, расширять содержание образования посредством перехода от текстового, графического и звукового наполнения содержания образовательного процесса к использованию тактильного, моторного, эмоционального и иного контента. Одной из наиболее перспективных для области образования нейротехнологий является метод биологической обратной связи (БОС), который позволяет определить состояние обучающихся и изменения тех или иных их физиологических процессов и, исходя из полученных данных, скорректировать образовательный процесс, улучшить его качество и результативность.

Цель описанной в статье экспериментальной работы – выявление перспективных возможностей применения метода биологической обратной связи в исследованиях в сфере образования.

Методология и методики. Авторами статьи было проведено пилотное исследование с использованием метода БОС для изучения влияния технологий активного обучения на психофизиологическое состояние студентов специальности «Реклама в связи с общественностью». Для формирования фокус-групп студентов (контрольной и экспериментальной) использовались методика PEN; для обработки результатов – психофизиологическая методика CMS. В ходе работы применялись метод сравнительного анализа, индукция и обобщение.

Результаты. Для оперативного изучения текущего психологического состояния по психофизиологическим признакам и эффекта от воздействия активных методов обучения на состояние психики студентов по данным кардиоритмограммы была получена объективная картина свойств психического состояния обучающихся в реальном времени.

Основными результатами пилотного исследования явились количественные (в процентах) значения параметров текущего психического и психологического состояний испытуемых, отражающие степень выраженности таких свойств, как общий адаптивный ресурс, степень подвижности (лабильности) психических процессов, невротичность, продуктивность психики и др. (всего 19 параметров). Была определена степень сходства или различия состояния учащихся с имеющимися образцами (эталонами) оптимального состояния. Результаты замеров показали, что в экспериментальной группе адаптивность выше, а значения аффективности, невротичности, раздражительности, эпилептоидности, ригидности ниже эталонных.

Научная новизна. На основе полученных данных установлено, что применение активных методов обучения в отличие от традиционных является более эффективным с точки зрения воздействия на самочувствие, адаптивность и продуктивность психики студентов. Благодаря позитивному эмоциональному фону обучающиеся легче решают творческие и мыслительные задачи, лучше усваивают сложный учебный материал.

Практическая значимость. Материалы пилотного исследования могут оказать помощь при диагностике эмоционального состояния учащихся во время занятий; в совершенствовании организации образовательного процесса и в изучении вопросов мотивации получения студентами знаний, требующихся для предстоящей профессиональной деятельности. 

Об авторах

М. Ю. Абабкова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

кандидат экономических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Гуманитарного института,

Санкт-Петербург



В. Л. Леонтьева
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

кандидат технических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Гуманитарного института,

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Иващенко О. И. Перспективы использования метода биологической обратной связи в нейротерапии хронических заболеваний // Научно-практическая конференция. Опыт лечения и диагностики. К 20-летию клинической больницы МСЧ № 1 АМО ЗИЛ. Москва, 2001. С. 66–69.

2. Кунельская Н. Л., Резакова Н. В., Гудкова А. А., Гехт А. Б. Метод биологической обратной связи в клинической практике // Журнал неврологии и психиатрии [Электрон. ресурс]. 2014. № 8. C. 46–50. Режим доступа: http://www.mediasphera.ru/issues/zhurnal-nevrologii-i-psikhiatrii-im-s-s-korsakova/2014/8/downloads/ru/031997–7298201487 (дата обращения: 10.03.2017).

3. Абабкова М. Ю., Леонтьева В. Л. Нейромаркетинг в образовании: возможности и вызовы новых технологий // Конфликтология: ежеквартальный научно-практический журнал. 2016. № 1. С. 221–242.

4. Анализ состояния и динамики мирового рынка нейротехнологий [Электрон. ресурс] // Сибирский фронтир. Экспертно-аналитический портал. Режим доступа: http://sibfrontier.ru/wp-content/uploads/2015/04/RVK_Analiz-sostoyaniya-i-dinamiki-mirovogo-ryinka-neyrotehnologiy_2015.pdf (дата обращения: 10.03.2017).

5. Абабкова М.Ю. Технологии нейромаркетинга в образовании: монография. Санкт-Петербург: Фонд развития конфликтологии, 2017. 242 с.

6. Oman D., Shapiro S. L., Thoresen C. E., Plante T. G., Flinders T. Meditation Lowers Stress and Supports Forgiveness Among College Students: A Randomized Controlled Trial // Journal of american college health. 2008. Vol. 56. № 5. Р. 569–578. Available at: https://www.academia.edu/1121114/Meditation_lowers_stress_and_supports_forgiveness_among_college_students_A_randomized_controlled_trial(Accessed 16 February 2017).

7. Ratanasiripong P., Ratanasiripong N., Kathalae D. Biofeedback Intervention for Stress and Anxiety among Nursing Students: A Randomized Controlled Trial // ISRN Nursing. 2012. Р. 1–5. doi: 10.5402/2012/827972. Available at: http://www.heartmath.com/wp-content/uploads/2014/04/biofeedback_intervention_stress_nursing_students.pdf (Accessed 16 February 2017).

8. Howard-Jones P. Neuroscience and Education: A Review of educational Interventions and Approaches Informed by Neuroscience // Education Endowment Foundation, Millbank, UK. 2014. Full Report and Executive Summary. Available at: https://educationendowmentfoundation.org.uk/uploads/pdf/NSED_LitReview_Final.pdf (Accessed 10 March 2017).

9. Simmonds A. How neuroscience is affecting education: Report of teacher and parent surveys. London: Wellcome Trust, 2014. Available at: https://wellcome.ac.uk/sites/default/files/wtp055240.pdf (Accessed 10 March 2017).

10. Schwartz D. L., Blair K. P., Tsang J. M. How to build educational neuroscience: Two approaches with concrete instances // British Journal of Educational Psychology. Monograph. 2012. Series II (8). P. 9–27.

11. Вартанова Т. С. Применение метода биологической обратной связи в практике зарубежного здравоохранения, социальной помощи и образования // Общие вопросы применения БОС: сборник статей. Санкт-Петербург: АО «Биосвязь», 2008.

12. Трайндл А. Нейромаркетинг: Визуализация эмоций. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2017. 114 с.

13. Пискун О. Е. Влияние особенностей интеллекта на адаптацию студентов к обучению в техническом вузе // Ученые записки. 2011. № 11 (81). С. 123–126.

14. Ковалевская Е. В. Актуальное психическое состояние старшеклассников в условиях интерактивного обучения [Электрон. ресурс] // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7. № 2. С. 48–58. Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2015/2/Kovalevskaya.html (дата обращения: 10.03.2017).

15. Юматова Ю. В. Изучение корреляций психофизиологических особенностей студентов в условиях учебного стресса // Наука и образование: новое время. 2015. № 5 (10). С. 62–65.

16. Леонтьева В. Л. Профессиональное «выгорание» персонала вуза на примере сотрудников Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. Т. 10. № 2. С. 974–977.

17. Силантьева О. В. Технологии биологической обратной связи (БОС) в работе психолога образования // Актуальные проблемы науки и образования: Теория и практика. VI региональная научно-практическая конференция с международным участием: сборник научных трудов. Москва: Петит, 2015. С. 167–172.

18. Абабкова М. Ю., Леонтьева В. Л. Адаптация иностранных студентов на семинарских занятиях в мультикультурных группах // Россия в глобальном мире. 2014. № 5 (28). С. 13–17.

19. Пискун О. Е., Петрова Н. Н., Фролов Б. С., Овечкина И. В., Бондарчук И. Л. Опыт применения методики объективной оценки текущего психологического состояния и свойств личности ПАК CMS для оценки уровня адаптации и риска кризисных состояний студентов иностранного факультета СПбГТУ // Кризисные состояния: современные подходы к оказанию специализированной медицинской помощи: сборник научных статей. 2016. С. 84–93.

20. Гафуров Б. Г., Махкамова Н. У., Овечкина И. В. Экспериментальное исследование применимости ПАК «CMS» в неврологической клинике // Неврология. 2000. № 4. C. 6–12. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://bsfrolov.narod.ru/publication_files/Nevropatology.pdf (дата обращения: 10.03.2017).

21. Hebb D. O. The organization of behavior: a neuropsychological theory. New York, 2002.


Рецензия

Для цитирования:


Абабкова М.Ю., Леонтьева В.Л. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Образование и наука. 2017;19(7):60-76. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-60-76

For citation:


Ababkova M.Yu., Leontieva V.L. BIOFEEDBACK AS A METHOD FOR STUDENTS’ MENTAL STATE ASSESSMENT. The Education and science journal. 2017;19(7):60-76. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-60-76

Просмотров: 1424


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)