Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-9-28

Аннотация

Введение. В настоящее время в связи с утверждением в экономике VI технологического уклада и возникновением феномена трансфессии – вида трудовой активности, реализуемой на основе синтеза и конвергенции профессиональных компетенций, принадлежащих к разным специализированным областям, – назрела необходимость в модернизации сложившейся в стране практики профессиональной подготовки кадров. Для этого авторы статьи предлагают использовать разработанную ими профессионально-образовательную платформу с учетом профиля подготовки специалистов. Цели публикации заключаются в описании феномена транспрофессионализма, определении исходных установок к его пониманию и в характеристике блочно-модульной модели платформы, предназначенной для формирования транспрофессионализма педагогов профессиональной школы. Методология и методы. В процессе исследования применялись такие теоретические научные методы, как анализ; синтез; конкретизация; обобщение; а также гипотетико-дедуктивный и проектный методы. Построение модели платформы формирования транспрофессионализма осуществлялось с опорой на многомерный, трансдисциплинарный, сетевой и проектный подходы. Результаты и научная новизна. Обоснована актуальность обсуждаемой проблемы распространения в производственно-экономической сфере и сфере оказания услуг явления транспрофессионализма, требующего качественно новой содержательной и технологической подготовки специалистов. В частности, констатируется, что в ходе социально-технологической эволюции мировой и российской экономики понятие «профессия» утрачивает свое первоначальное значение как область общественного разделения труда, а конкурентоспособными и востребованными на рынке занятости населения становятся транспрофессионалы, способные к выполнению широкого спектра специализированных видов профессиональной деятельности. Представлены структура, принципы и механизмы функционировния профессионально-образовательной платформы формирования транспрофессионализма субъектов профессиональной деятельности. Продемонстрированы эвристические возможности проектирования стратегических академических единиц на базе методологии транспрофессионализма. Практическая значимость. Материалы статьи могут представлять интерес для методологов, методистов и педагогов системы непрерывного профессионального образования.

 

 

Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития 


 



Э. Э. Сыманюк
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Россия

доктор психологических наук, профессор, директор института социальных и политических наук 



Список литературы

1. Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Факторович А. А. Профессиональные стандарты: от разработки к применению // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 5–14.

2. Dorozhkin E. M., Kopnov V. A. & Romantsev G. M. Multistage system of vocational pedagogical education // Proceedings of 2015. International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2015; Firenze; Italy; 20–24 September 2015. Р. 725–728.

3. Shchipanova D. Y., Lebedeva E. V., Sukhinin P. V. & Valieva E. N. Typology of Strategies of Personality Meaning-Making During Professional Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (14). Р. 6999–7015.

4. Zyryanova N. I., Fedorov V. A., Zaitseva E. V., Tolkachevа I. S. & Glushchenko P. S. Modern Requirements to Preparation of Professional and Pedagogical Personnel // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (16). Р. 8800–8810.

5. Зеер Э. Ф. Психолого-педагогическая платформа транспрофессионализма педагога профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 6. С. 5–10.

6. Ефимова С. А. Академические и профессиональные квалификации выпускников системы среднего профессионального образования // Образование и наука. 2016. № 5 (134). С. 68–82.

7. Perkin G. The Third Revolution: Professional Society in International Perspective. London: Routledge, 1996. 272 p.

8. Ковальчук М. В. Наука и жизнь: моя конвергенция. Москва: Академ-книга, 2011. Т. 1. 222 с.

9. Малиновский В. П. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий // Российское экспертное обозрение. 2007. № 3 (21). С. 21–24.

10. Harden R. M. Effective multiprofessional education: A three dimensional perspective // Medical Teacher. 1998. № 20. P. 409–416.

11. Horsburgh M., Ladmin R. & Williamson E. Multiprofessional learning: the attitudes of medical, nursing and pharmacy students to shared learning // Blackwell Science Ltd MEDICAL EDUCATION. 2001. № 35 (9). Р. 876–883.

12. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы» // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 387–399.

13. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.

14. Заводчиков Д. П. Пространственно-временные характеристики самоосуществления субъекта в профессионально-образовательном пространстве: теоретико-методологические предпосылки // Образование и наука. 2013. № 1 (3). С. 14–25.

15. Zavodchikov D. P., Sharov A. A., Chistik O. F., Larionov I. V. & Naumova O. A. The Relationship of Time Perspective and Subjective Perceptions of Students as the Empirical Base for Individualization of the Educational Path // IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (7). Р. 2678–2701.

16. Конанчук Д. С. EdTech: новая технологическая платформа в образовании // Университетское образование: практика и анализ. 2013 № 5 (87). С. 65–73.

17. Zeer E. F. Streltsov A. V. Technological Platform for Realization of Students’ Individual Educational Trajectories in a Vocational School // IEJME Mathematics Education. 2016. Vol. 11. Iuss. 4. P. 2639–2650.

18. Potocnik J. European Technology Platforms: Making the Move to Implementation [Electronic resource] // Seminar with Industrial Leaders of European Technology Platforms, 16 December. Conference on Social Sciences and Humanities – European Parliament. Brussels, 2005. Available at: https://ec.euro-pa.eu/digital-single-market/en/news/european-technology-platforms-makingmove-implementation (дата обращения: 10.12.2016)

19. Tarasyuk O. V., Fedulova K. A., Fedulova M. A., Kryukova P. S. & Yadretsov V. A. Preparation of Professional Training Teachers for Network Cooperation between Educational Establishments during Labor Preparation // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (16). Р. 9313– 9327.

20. Hasanova I. I., Kotova S. S. & Kandrashina E. A. Modern Interactive Technologies of Professional Self-Determination under the Conditions of Overcoming Conflicting Realities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (14). Р. 6976–6987.

21. Zinnatova M. V., Konovalova M. E. & Makarova N. V. The Professional Transspective of the Students in the Conflicting Realities of the Post-industrial Society // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. 11 (14). Р. 6925–6933.


Рецензия

Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2017;19(8):9-28. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-9-28

For citation:


Zeer E.F., Symaniuk E.E. METHODOLOGICAL GUIDELINES FOR THE TRANSPROFESSIONALISM DEVELOPMENT AMONG VOCATIONAL EDUCATORS. The Education and science journal. 2017;19(8):9-28. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-9-28

Просмотров: 1471


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)