КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-33-46

Полный текст:


Аннотация

Цель статьи – анализ особенностей применения компетентностного подхода в преподавании теоретических и естественнонаучных дисциплин в медицинском вузе.

Методы. При выявлении основных тенденций и проблем, возникающих при выработке профессиональных компетенций, использовалась экспертная оценка. Для формирования компетенций по фундаментальным дисциплинам применялся проблемно-ориентированный подход к обучению.

Результаты. Показано влияние компетентностного подхода на учебный процесс на примере подготовки по дисциплинам «Патологическая анатомия» и «Статистика». Описаны проблемы, возникающие у преподавателя, и факторы, осложняющие обучение. Предложены возможные варианты выработки профессиональных компетенций с учетом фиксированного времени, отпущенного на изучение конкретной дисциплины.

Научная новизна и практическая значимость. Предложенные подходы и практические рекомендации позволят более эффективно формировать компетенции по фундаментальным дисциплинам. Реализация компетентностного подхода в преподавании теоретических и естественнонаучных дисциплин требует корректировки содержательного и методического уровней обучения с активным использованием информационных технологий и существенным повышением роли практических и самостоятельных занятий. Достоинство предлагаемых подходов заключается в их универсальности: при определенной адаптации они могут быть использованы для обучения другим дисциплинам независимо от специфики и вида образовательного учреждения.


Об авторах

В. Я. Гельман
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

доктор технических наук, профессор кафедры медицинской информатики и физики,

 Санкт-Петербург



Н. М. Хмельницкая
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

доктор медицинских наук, профессор кафедры патологической анатомии,

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Аничков Н. М., Антонова И. В., Хмельницкая Н. М. Роль рейтинговой системы оценки знаний студентов в преподавании патологической анатомии // Актуальные проблемы подготовки медицинских кадров: сб. научных трудов С.-Петербургской государственной медицинской академии. С.-Петербург: СПбГМА, 1995. С. 32–34.

2. Аничков Н. М., Сережин Б. С., Антонова И. В., Хмельницкая Н. М. Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по частному курсу патологической анатомии. С.-Петербург: СПбГМА, 1995. 39 с.

3. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2005. 114 с.

4. Белянин В. Л., Котов В. А., Нейштадт Э. Л., Хмельницкая Н. М. и др. Квалификационный тест по патологической анатомии: учебное пособие. С.-Петербург: СПбМАПО, 2004. 184 с.

5. Галямина И. Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода // Материалы к шестому заседанию методологического семинара 29 марта 2005 г. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2005. 106 с.

6. Гельман В. Я. О некоторых тенденциях в подготовке по статистике аспирантов медицинского вуза // Профилактическая и клиническая медицина. 2015. № 1 (54). С. 127–132.

7. Гельман В. Я. Преподавание естественнонаучных дисциплин в нетехнических вузах. Saarbrücken, Germany. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 88 p.

8. Гельман В. Я. Преподавание статистических дисциплин в условиях уровневой системы подготовки // Вестник национальной академии туризма. 2011. № 4 (20). С. 93–96.

9. Гельман В. Я., Белов Д. Ю., Ланько С. В., Сердюков Ю. П., Тихомирова А. А. Проблемы преподавания информационных-коммуникационных технологий в медицинском последипломном образовании // Профилактическая и клиническая медицина. 2014 № 1 (50). С. 18–25.

10. Дремова Н. Б. Система прогрессивных педагогических технологий в медицинском вузе // Медицинское образование XXI века: сб. научных трудов (материалы международной конференции.). Витебск: 2000. С. 82–84.

11. Лопанова Е. В., Кореннова О. Ю. Компетентностно-ориентированное обучение психологии в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6[Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23740 (дата обращения: 23.02.2016).

12. Мирошниченко И. В., Нефедова Е. М. Опыт решения проблемы оптимизации работы ППС в РГМА // Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском вузе. Вузовская педагогика: материалы конференции. Красноярск: КрасГМУ, 2014. С. 64–66.

13. Рябов В. В., Фролов Ю. В. Компетентность как индикатор человеческого капитала. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 44 с.

14. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»). URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1118–1.pdf (просмотрено 5 декабря 2015).

16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия (квалификация (степень) «специалист») [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1122-1.pdf (просмотрено 5 декабря 2015).

17. Формирование общеевропейского пространства высшего образования: Задачи для российской высшей школы. Москва: ВШЭ, 2004.

18. Bernardi F. D. C., Saldiva P. H. N., Mauad T. Histological examination has a major impact on macroscopic necropsy diagnoses // Journal of clinical pathology. 2005. V. 58, № 12. С. 1261–1264.

19. Van Gog T., Paas F., van Merriënboer J. J. G. Effects of process-oriented worked examples on troubleshooting transfer performance // Learning and Instruction. 2006. V. 16, № 2. P. 154–164.

20. Van Merriënboer J. J. G., Kirschner P. A. Ten steps to complex learning. A new approach to instruction and instructional design // In T. L. Good (Ed.), 21st century education: A reference handbook. Thousand Oaks, CA: Sage. 2008. Р. 244–253.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гельман В.Я., Хмельницкая Н.М. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ. Образование и наука. 2016;(4):33-46. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-33-46

For citation: Gelman V.Y., Khmelnitskaya N.M. COMPETENCE-BASED APPROACH WHILE TEACHING FUNDAMENTAL SCIENCE SUBJECTS AT MEDICAL UNIVERSITY. The Education and science journal. 2016;(4):33-46. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-33-46

Просмотров: 1032

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)