Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ (ОПЫТ РОССИИ И БОЛГАРИИ)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-168-186

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – обсуждение проблем, связанных с современным состоянием инклюзивного образования в России и Болгарии.

Методы. Проанализирован и обобщен опыт, позитивные и негативные тенденции вобласти инклюзивного образования российской иболгарской систем обучения и воспитания. 

Результаты и научная новизна. Констатируется, что создание условий для получения качественного образования всеми детьми вне зависимости от особенностей их здоровья – социальная гарантия любого постиндустриального государства. Доступ к качественному образованию для детей с особенностями здоровья – целевой ориентир современных реформ российского и болгарского образования в условиях глобализации – присоединения Болгарии к Европейскому Союзу и выхода России как самостоятельного государства на международную образовательную арену.

Показано, что неблагоприятные предпосылки развития инклюзивного образования в этих двух странах осложняют разработку и реализацию государственных стратегий по развитию инклюзивного образования. Однако объективные данные о готовности педагогов к внедрению инклюзивного образования и общественная дискуссия вокруг этого вопроса стимулируют лучшее понимание принципов, на которых должна основываться деятельность педагога, направленная на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сформулированы принципы, позволяющие уточнить профессиональные компетенции педагога в области инклюзивного образования. Подчеркивается важность комплексного решения проблемы – подключения административного ресурса, реализации социального механизма особого вида взаимопомощи (тьюторства), формирования в организации и обществе культуры отношения к людям с особенностями здоровья. Все перечисленное должно поддерживаться государственными мерами, в том числе по мотивации педагогов к развитию в профессии и получению специальных профессиональных компетенций.

Практическая значимость. Материалы статьи могут быть полезны при коррекции педагогической деятельности с учащимися, имеющими особенности развития и нуждающимися в особом внимании.

Об авторах

Иглика Александрова Ангелова

Россия

педагог-исследователь Центра творческого обучения, координатор «Карьерного центра обучения» Болгарской академии наук, София (Болгария). 



Татьяна Николаевна Ле-ван

Россия

кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник Института медико-биологических проблем Российского университета дружбы народов (РУДН), Москва (РФ). 



Анна Иванова Мантарова

Россия

доктор социологических наук, профессор Института по изучению обществ и знаний Болгарской академии наук, София (Болгария). 



Список литературы

1. Алехина С. В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Алехиной. Москва: МГППУ, 2015. С. 20–24.

2. Волосникова Л. М., Чимаров В. М., Малярчук Н. Н. К вопросу о теории и практике инклюзивного образования // Валеология. 2015. No 1. С. 37–42.

3. Голиков Н. А. Дети с выраженными ограничениями в здоровье: как оптимизировать качество их жизни в массовой школе? // Народное образование. 2015. No 5. С. 188–196.

4. Голиков Н. А. Ребенок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией. Ростов-н/Д: Феникс, 2015. 428 с.

5. Инклюзивное образование / сост. С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина; под ред. Т. Н. Гусевой. Москва: Школьная книга, 2010. Вып. 1. 272 с.

6. Интеграция инвалидов в обществе // Первый российский интернетпортал для инвалидов [Электрон. ресурс]. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.disability.ru/story/show.php? id=4973 (дата обращения 01.03.2016)

7. Кетриш Е. В. Эволюция отношения общества к детям с нарушениями в развитии // Научный диалог. 2015. No 7 (43). С. 8–26.

8. Левко А. Инклюзивность как инструмент повышения доступности сферы неформального образования Беларуси для лиц с инвалидностью // Адукатар. 2015. No 1/2 (24−25). С. 43–45.

9. Малярчук Н. Н., Волосникова Л. М. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1. No 4. С. 251–267.

10. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / под ред. Е. Ленской, М. Пинской. Москва: Высшая школа экономики, 2015. 36 с.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» No 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [Электрон. ресурс] // Правительство Российской Федерации: официальный сайт. Режим доступа: http://government.ru/ docs/all/100618/ (дата обращения 01.03.2016)

12. Български Национален статистически институт [Электрон. ресурс]. URL: http://www.nsi.bg/en/content/4857/special-schools-type (дата обращения 01.06.2016)

13. ИвковБ.За интегрираното ивключеното образование на децата със специални образователни потребности (СОП) [Электрон. ресурс]. URL: http://liternet.bg/publish17/b_ivkov/za_integriranoto.htm (дата обращения 01.06.2016)

14. Интегрираното обучение – от концепцията към практиката (Save the children (UK). Център за икономическо развитие. Център за приобщаващо образование). 2006 [Электрон. ресурс]. URL: http://ced.bg/uploads/project/ SaveTheChildren_Final1.pdf (дата обращения 01.06.2016)

15. Костова А. (2015) Интеграция на деца със специални образователни потребности // Psiholozi.com [Электрон. ресурс]. URL: http://psiholozi.com/ %D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0% B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%B5%D1%86%D0%B0-%D1%81% D1%8A%D1%81-%D1%81%D0%BE%D0%BF/

16. Стратегия на Съюза на инвалидите в България за постигането на достоен живот за хората с увреждания 2009–2013 година [Электрон. ресурс]. URL: http://www.disability-bg.org/upload_files/SIB_strategy.pdf (дата обращения 01.06.2016)

17. Терзийска П. Изследване на педагогическите условия за включване на децата със соп в общата образователна среда // Strategies for Policy in Science and Education. Vol. 22. No 1. 2014. P. 29–37.

18. Bulgaria must ensure the right to education for all children // Mental disability advocacy center. URL: http://mdac.info/en/news/bulgaria-must-ensure-right-education-all-children#_ftn3 (дата обращения 01.06.2016)

19. Deinstitutionalisation of children in Bulgaria – how far and whereto? Independent review of progress and challenges. UNICEF / Joanna Rogers. Sofia: United Nations Children’s Fund (UNICEF), 2014. 97 р.

20. European Social Charter (revised) (3.V.1996, Strasbourg). European Treaty Series. No 163 // Council of Europe (official website). URL: http:// www.coe.int/en/web/turin-european-social-charter (дата обращения 01.03.2016)

21. Mladenov T. Breaking the silence: disability and sexuality in contemparary Bulgaria // Disability in Eastern Europe and the former Soviet Union: history, policy and everyday life / ed. by M. Rasell and E. Iarskaia-Smirnova. NewYork: Routledge, 2014. P. 141–203.

22. Persons with disabilities: Final Discussion Summary. Online discussion synopsys. UNISEF and International Disavility Alliance. 2012. URL: https:// www.worldwewant2030.org/node/304822 (дата обращения 01.06.2016)

23. Teaching and learning achieving quality for all. Summary. Education for all global monitoring report 2013/4 / Pauline Rose at al. Paris: UNESCO, 2014. 54 p. http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002256/225654e.pdf (дата обращения 01.06.2016)

24. Whitty G. Teacher professionalism in a new era // First General Teaching Council for Northern Ireland Annual Lecture. Belfast, March 2006.

25. Whitty G., Power S. & Halpin D. Devolution and Choice in Education: The school, the state and the market. Buckingham: Open University Press, 1998.


Для цитирования:


Ангелова И.А., Ле-ван Т.Н., Мантарова А.И. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ (ОПЫТ РОССИИ И БОЛГАРИИ). Образование и наука. 2016;(6):168-186. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-168-186

For citation:


Angelova I.A., Le-van T.N., Mantarova A.I. PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE FIELD OF INCLUSIVE EDUCATION IN SCHOOL (THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND BULGARIA). The Education and science journal. 2016;(6):168-186. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-168-186

Просмотров: 552


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)