Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-44-61

Аннотация

Цель статьи – представить разработку инновационной стратегии управления качеством подготовки инженерно-технических и рабочих кадров (далее по тексту – будущих специалистов) в образовательных профессиональных организациях на основе принципов социального партнерства.

Методы. Теоретические: теоретико-методологический анализ, политеоретический синтез, моделирование. Эмпирические: исследование и обобщение опыта применения системного, процессного и компетентностного подходов, эксперимент, включенное наблюдение, анкетирование, экспертная оценка, SWOT-анализ как метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней (социокультурной) среды организации.

Результаты. На основе анализа и обобщения тенденций количественной оценки качества, накопленного опыта управления качеством подготовки будущих специалистов в современных экономических условиях разработана стратегия развития данного процесса в образовательных профессиональных организациях.

Научная новизна. С учетом современных требований и принципов социального партнерства построена прогностическая модель управления качеством профессионального обучения инженеров и рабочих; разработан алгоритм управления учебным процессом в соответствии с требованиями международных стандартов ISO для реализации процессного подхода: матричная основа ответственности, компетенций и должностных полномочий лиц, отвечающих в образовательной организации за осуществление учебно-воспитательного процесса; «проблемные» точки и диагностический инструментарий оценки качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Определены перспективные направления инновационных преобразований в системе управления качеством подготовки специалистов; обоснованы параметры комплексного анализа состояния системы обеспечения этого качества на основе процедур самообследования и анкетирования; разработана технология совершенствования системы, обеспечивающей качество профессиональной подготовки; определен механизм внедрения в профессиональной организации системы управления качеством образования.

Практическая значимость. Использование полученных результатов в образовательной практике позволяет повысить результативность инновационного развития системы профессионального обучения.

Об авторах

Владимир Алексеевич Романов
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования,

Тула



Валентина Николаевна Кормакова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики,

Белгород



Елена Николаевна Мусаелян
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков,

Белгород



Список литературы

1. Бурлакова И. И. Управление качеством подготовки специалистов в системе образования // Среднее профессиональное образование. 2009. № 6. С. 6–9.

2. Качество профессиональной подготовки специалистов в колледже: теория и опыт реализации: коллективная монография / под общ. ред. М. А. Емельяновой. Москва: ВЛАДОС, 2012. 203 с.

3. Кормакова В. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Белгород, 2013. 49 с.

4. Ливанов Д. В. Вопросы развития образования в РФ // Речь министра образования РФ на совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России от 23.12.2013 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.NetReforme.org/tag/d-livanov.

5. Романов В. А., Кормакова В. Н. Коучинг-технология в тьюторском сопровождении учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 439–447.

6. Сахарчук Е. И. Организационный механизм управления качеством подготовки специалистов в педвузе // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 3 (31). С. 63–67.

7. Скамницкая Г. П. Система управления качеством подготовки специалистов в вузе // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 78–85.

8. Ческидов В. В. Управление качеством подготовки специалистов в сфере среднего профессионального образования (на примере колледжа): дис. … канд. пед. наук. С.-Петербург, 2006. 31 c.


Рецензия

Для цитирования:


Романов В.А., Кормакова В.Н., Мусаелян Е.Н. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ. Образование и наука. 2015;(7):44-61. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-44-61

For citation:


Romanov V.A., Kormakova V.N., Musaelian E.N. TRAINING SYSTEM OF FUTURE SPECIALISTS: QUALITY CONTROL. The Education and science journal. 2015;(7):44-61. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-44-61

Просмотров: 1344


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)