ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
Введение. Актуальность обусловлена стремительным расширением образовательного пространства, появлением новых акторов, поставщиков образовательных услуг, что свидетельствует об изменении институционального ландшафта образования взрослых и формирования образовательных экосистем. Как в мире, так и в России растет запрос на преодоление квалификационного разрыва и переобучение значительной части взрослого населения, в связи с чем чрезвычайно важным становится комплексное изучение непрерывного образования взрослых, включая формальное и неформальное образование, в сопряженности с запросами платформенной экономики. Наблюдается тенденция преобразования идеи образовательной экосистемы непрерывного образования взрослых в продуманную образовательную политику. Однако проблема заключается в том, что научно-методическое обоснование экосистемного подхода и последующая разработка управленческих действий по развитию качества образования, человеческого капитала невозможны без единого терминологического языка описания.
Цель. Статья нацелена на теоретическое обоснование и конструирование терминологического поля, междисциплинарного тезауруса экосистемы образования взрослых.
Методология, методы и методики. Методологическую основу составили эволюционный, системный и междисциплинарный подходы, позволяющие анализировать образование взрослых в контексте комплексных социально-экономических и цифровых трансформаций. Исследование базировалось на теоретических методах анализа отечественной и зарубежной литературы (критический анализ содержаний публикаций, понятийный, сравнительно-сопоставительный анализы, тематический контент-анализ), которые позволили описать категориальное поле изучаемой проблемы.
Результаты. Авторами установлено, что понятийно-терминологическое поле экосистемы образования взрослых формируется на стыке четырех дисциплинарных областей (экология, экономика, образование, цифровые технологии). По результатам критического анализа научной литературы из каждой дисциплинарной области выделены понятия для описания экосистемы образования взрослых, обоснована концепция междисциплинарного тезауруса, предложена его модель. С помощью разработанного тезауруса дано теоретическое объяснение новым явлениям и процессам в сфере образования взрослых, проведен сопоставительный анализ экосистемы с традиционной системой образования взрослых. Она трактуется авторами как открытое многомерное саморегулируемое образовательное пространство, где возможна интеграция разных видов образования (формального, неформального, корпоративного обучения) за счет современных цифровых решений, что обеспечивает симбиоз и коэволюцию участников, новые конфигурации связей для создания ценностного предложения для обучающихся.
Научная новизна. Новизна результатов заключается в том, что впервые предложена концепция междисциплинарного тезауруса, позволяющего описывать трансформационные процессы в образовании взрослых; раскрыт концепт «экосистема образования взрослых»; выявлена специфика элементов экосистемы образования взрослых в сравнении с традиционной системой образования. Экосистема образования взрослых рассмотрена как теоретический конструкт, социально-экономическое явление, управленческая парадигма.
Практическая значимость. Практическая значимость состоит в том, что предложенный тезаурус обеспечивает единый язык описания, востребованный в педагогическом, управленческом, научном дискурсах; особую значимость это имеет для педагогов-практиков, дизайнеров образовательных программ и методистов, управленцев, провайдеров разных форм образования в контексте реформирования национальной системы образования взрослых, синхронизации спроса и предложения на рынке труда, разработки инструментов регулирования и сопровождения обучения на протяжении всей жизни.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Введение. Педагоги всего мира сходятся во мнении, что обучение человека на любой ступени развития должно иметь персонализированный характер. Чтобы обучение было персонализированным, знания, компетенции, модели поведения и подходы, которые необходимо усвоить, должны быть представлены обучающемуся таким образом, чтобы они имели ценностный смысл, были актуальны и вызывали у него желание узнать еще больше.
Проблема исследования заключается в отсутствии обоснованных методик реализации персонализированного подхода в высшем образовании. В то же время отмечается, что процесс обучения, основанный на внедрении микрокурсов, содержит в себе потенциал реализации идей персонализации, так как микрокурсы нацелены на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающегося.
Цель статьи – обоснование возможностей персонализированного обучения в вузе (уровень магистратуры) на основе микрокурсов.
Методология, методы и методики. Методологической основой исследования является теория компетентностного подхода, парадигма личностно-ориентированного обучения, а также научные работы в области персонализированного образования.
Результаты. В статье приведена модель персонализированного обучения в вузе, основанная на использовании микрокурсов. Описаны принципы ее построения: ответственности вуза за подготовку выпускника; разумного консерватизма; соответствия инициативной тематики направлению подготовки; систематичности и системности контроля. Введено понятие микрокурса учебной дисциплины, приведены примеры выбора студентами микрокурсов. Модель персонализации образования на основе использования микрокурсов, помимо традиционных разделов, таких как планируемые результаты обучения и календарный учебный график, содержит и новые аспекты (по сравнению с действующими моделями обучения студентов): диагностика возможностей студента в реализации персонализации; регламент обучения (включающий личностные цели); схемы выбора общих и дополнительных модулей, наличие инициативных модулей; диагностика достижений. Результаты можно транслировать на различные направления подготовки в магистратуре.
Научная новизна состоит в описании возможностей реализации персонализированного подхода в обучении по программам магистратуры, основанной на применении микрокурсов.
Практическая значимость. Разработанная модель персонализации обучения на основе микрокурсов может быть применена на всех уровнях в системе высшего образования для различных профилей подготовки. Особенно значимой она будет для профилей педагогического направления.
Введение. Благодаря обучению на основе запросов (IBL) скаффолдинг используется, чтобы помочь студентам развивать их научное мышление. Тем не менее результаты, полученные студентами, варьируются в зависимости от их предыдущих знаний, потому что стратегии скаффолдинга различаются исходя из запроса. Поэтому всем учащимся должны быть предоставлены различные уровни скаффолдинга на основе их предыдущих знаний, чтобы облегчить усвоение новой информации в классе.
Цель исследования – изучить научное мышление студентов на основе курса, который включает два уровня электронного скаффолдинга в обучении на основе запросов.
Методология и методы исследования. Авторы провели поисковое исследование, используя смешанные методы, а также полуструктурированные интервью и упражнения «размышляй вслух» в двух классах (экспериментальном и контрольном) среди 64 учеников 11 класса, изучающих физику в государственной средней школе в Индонезии, в течение восьми недель. Авторы собрали количественные данные, определив предварительные знания учеников и их научное мышление, и получили качественные данные из интервью и упражнений «размышляй вслух», фотографий, видео активности и заметок учителей. Провели анализ ANOVA количественных данных и тематический анализ качественных данных.
Результаты и научная новизна. Это исследование является первой попыткой предоставления скаффолдинга с многоуровневыми вариантами, и функции, которая ранее ограничивалась единственным уровнем. Было обнаружено, что существуют значительные различия в саморегуляции студентов в зависимости от предварительных знаний студентов по предмету. Электронный скаффолдинг развивается сильнее в саморегуляции для студентов с низким уровнем предварительных знаний. Обнаружено, что привычка вести заметки и менять роли во время экспериментов помогла улучшить саморегуляцию студентов. Было отмечено, что студенты с низким уровнем предварительных знаний нуждались во вспомогательных элементах скаффолдинга для овладения понятиями физики, в то время как студенты с высоким уровнем знаний использовали вспомогательные элементы скаффолдинга только для ответа на выполнение задачи.
На основе результатов исследования сделан вывод, что многоуровневый электронный скаффолдинг открывает новую возможность для использования учителями физики в целях улучшения научного мышления учащихся. Кроме того, разработчики образовательных технологий могут принять во внимание дизайн многоуровневого электронного скаффолдинга для обеспечения адаптивной системы.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Введение. Оценивание результатов обучения школьников, грамотно осуществляемое педагогом, может быть мощным инструментом повышения качества школьного образования. В связи с этим развитие оценочной грамотности будущих учителей во всем мире признается важной задачей их вузовской подготовки. Актуальность решения этой задачи еще более возрастает в связи с переходом образовательных систем на критериальное оценивание.
Цель исследования – охарактеризовать особенности интегративного подхода к формированию оценочной грамотности будущего педагога и представить опыт его реализации в рамках подготовки учителей математики в казахстанском вузе.
Методология, методы и методики. Теоретическая часть исследования осуществлялась с использованием сопоставительного и аспектного анализа научно-методических источников по вопросам развития оценочной грамотности учителя. Участниками экспериментального этапа исследования стали 36 студентов бакалавриата – будущих педагогов, обучающихся по программе «Математика». Сбор количественных данных об изменении оценочной грамотности студентов осуществлялся с помощью инструмента ACAI, состоящего из трех частей, в которых используются закрытые вопросы, касающиеся различных аспектов подходов к оценке учителей. Для обработки данных использовались методы математической статистики. Сбор дополнительных качественных данных о том, что оказало наибольшее влияние на развитие оценочной грамотности будущих учителей математики, реализовывался на основе фокус-группового интервью.
Результаты и научная новизна. В процессе теоретического анализа обобщены характеристики оценочной грамотности как значимого компонента профессиональной компетентности учителя; определены пять направлений, реализация которых в процессе вузовской подготовки будет способствовать развитию готовности будущих учителей к осуществлению грамотной профессиональной оценочной деятельности. Полученные эмпирические данные подтвердили, что комплексный подход, сочетающий специальный оценочный курс, задания и оценочные практики при изучении математических, педагогических и методических вузовских дисциплин, личный опыт реализации оценочной деятельности в ходе педагогической практики в школе, а также возможность взаимодействия с опытными действующими учителями по вопросам образовательного оценивания, оказывают существенное влияние на развитие оценочной грамотности будущих учителей.
Практическая значимость. Исследование способствует расширению представлений об особенностях оценочного обучения в вузовской подготовке учителей. Кроме того, опыт, представленный в статье, может быть использован при определении направлений совершенствования профессиональной подготовки педагогов в различных контекстах предметных областей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Введение. Доступное и противоречивое интернет-пространство создает угрозы и риски традиционным семейным ценностям, способствует возникновению межпоколенческих проблем, формированию искажений в брачно-семейных представлениях молодежи в условиях цифровой социализации. Актуальность исследования проблемы детерминации семейного самоопределения усиливается тем, что современные студенты ориентированы на карьерный рост, статусную работу, личное развитие, достижение материального достатка, мобильность, и связанного с этим снижением значимости института семьи и брака, деторождения.
Цель исследования – выявить особенности семейного самоопределения студентов в зависимости от уровня семейной адаптации (ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный) в условиях взаимодействия традиционной и цифровой социализации.
Методология, методы и методики. Теоретико-методологической основой исследования выступили культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского; концепция экологических систем U. Bronfenbrenner, дополненная техносистемой G. Johnson, K. Puplampu; социально-когнитивная концепция цифровой социализации Г.У. Солдатовой, А. Е. Войскунского; «циркулярная модель» D.H. Olson, D.H. Sprenkle, C.S. Russell. В исследовании приняли участие 312 студентов в возрасте от 17 до 25 лет, родившиеся после 1995 года и относящиеся к цифровому поколению. Для достижения поставленной цели использовались методы теоретического анализа, психодиагностический метод и математико-статистические методы обработки данных.
Результаты. Проведенное исследование показало, что характер ролевой структуры родительской семьи (адаптация) является фактором мезоуровня, детерминирующим процесс семейного самоопределения студентов цифрового поколения. Установлено, что в родительских семьях преобладает хаотический тип семейной адаптации, при котором у студентов формируются ценность родительской семьи, значимость мамы и отца, эмоционально-положительное отношение к собственной семье, способность управлять своей жизнью. При этом наблюдаются также и негативные тенденции, которые проявляются в том, что у студентов формируются завышенные требования к брачному партнеру в хозяйственно-бытовой сфере, снижается доступность активной деятельной жизни. Студенты с ригидным уровнем адаптации отличаются от своих сверстников более низкой значимостью роли Я – сын/дочь, ценностей брачно-семейных отношений, смысло-жизненных ориентаций, неуверенностью в себе. Для студентов со структурным уровнем семейной адаптации характерно менее положительное отношение к себе и отцу по сравнению с другими респондентами. Гибкий уровень семейной адаптации является оптимальным и способствует развитию важности сыновней или дочерней роли, целеустремленности, осмысленности жизни, эмоционально-положительного отношения к главенству и ответственности в семье, уверенности в себе, внутреннего локуса контроля.
Научная новизна исследования заключается в установлении связи семейной адаптации и содержательных характеристик семейного самоопределения у студентов в условиях взаимодействия традиционной и цифровой социализации.
Практическая значимость. Прикладной аспект исследуемой проблемы семейного самоопределения студентов в зависимости от уровня семейной адаптации может быть реализован в рамках деятельности психологической службы вуза при оказании помощи в области добрачного и семейного консультирования для разрешения межпоколенческих проблем, предотвращения возникновения дисфункционального брака в будущем.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Введение. Развитие методов и технологий искусственного интеллекта, направленных на распознавание речи, способствует созданию специализированных программ – голосовых помощников, способных вести диалог на естественном языке. Особую актуальность такие сервисы имеют в инклюзивном образовании – для поддержки студентов с ограниченными возможностями по зрению. Исследование посвящено проблеме индивидуализированного сопровождения самостоятельной работы студентов на основе голосового помощника, обусловленной противоречием между широким распространением в бизнес-сфере и быту разнообразных вопросно-ответных систем (в том числе и с голосовым интерфейсом), с одной стороны, и недостаточной изученностью их дидактических возможностей, с другой стороны.
Цель статьи – исследование и практическая реализация методологии инклюзивного дизайна цифровых образовательных ресурсов на примере создания интеллектуального голосового помощника для самостоятельной работы студентов по курсу «Компьютерные сети».
Методология, методы и методики. Исследование опирается на методологию инклюзивного дизайна в сочетании с онтологическим подходом применительно к созданию цифровых образовательных ресурсов, методы распознавания речи, методы проектирования интеллектуальных систем и баз знаний, методы и технологии проектирования и реализации автоматизированных обучающих систем с обратной связью. Для распознавания вопросов, поиска ответов и поддержки диалогов, осуществляемых голосовым помощником, применялись методы анализа текстов на естественном языке и модели классификации, созданные с помощью методов машинного обучения.
Результаты. Были разработаны и обоснованы требования, которым должен удовлетворять цифровой образовательный ресурс в соответствии с принципами инклюзивного дизайна, связывающие онтологический подход к разработке контента, автоматическое индивидуализированное сопровождение обучающихся и мониторинг достижения образовательных результатов. В соответствии с сформулированными требованиями разработан интерактивный компьютерный сервис – интеллектуальный голосовой помощник, обеспечивающий сопровождение самостоятельной работы студентов при выполнении практических заданий, на примере курса «Компьютерные сети». Сервис поддерживает голосовой ввод и последующую интерпретацию вопросов, поиск ответов в базе знаний с голосовым выводом результата, а также реализует выполнение операций по определенным правилам.
Научная новизна. Уточнено содержание понятия «инклюзивный дизайн» в контексте цифровых образовательных ресурсов, когда в качестве ключевой особенности выступает нацеленность на постоянное совершенствование дидактических возможностей конкретного продукта. Показано, что этого можно достичь благодаря концептуально обоснованной структуре контента и изначально предусмотренной обратной связи. Этот подход подтвердил свою результативность при проектировании интеллектуального голосового помощника, предназначенного для ответов на вопросы студентов и для автоматического выполнения операций на компьютере.
Практическая значимость. Использование голосового помощника студентами Института математики и компьютерных наук Тюменского государственного университета в процессе изучения дисциплины «Компьютерные сети» показало актуальность разработки аналогичных вопросно-ответных систем для сопровождения самостоятельной работы студентов, в том числе с ограниченными возможностями по зрению, в условиях онлайн и смешанного обучения. Разработанный сервис носит универсальный характер и может использоваться с любыми базами знаний, обеспечивающими ответы на вопросы студентов.
КОНСУЛЬТАЦИИ
Введение. Население имеет право получать информацию о потребляемых им ресурсах. Учитывая рост загрязнения окружающей среды, необходимо информировать всех об использовании воды. Это позволит требовать улучшения её качества и будет способствовать адаптации, вызванной изменением климата.
Цель исследования – проведение библиометрического анализа водопользования в контексте изменения климата.
Методология, методы и методики. Для этого исследования использовался метод PRISMA. База данных Scopus была выбрана из-за ее междисциплинарного характера. Поисковый термин проверен по тезаурусу ЮНЕСКО. Данные проанализированы с использованием программного обеспечения R-studio и интерфейса Biblioshiny.
Результаты. Авторами проанализировано в общей сложности 1738 документов и подтверждено, что с 2012 года объем научных исследований увеличился в четыре раза. Было установлено, что наивысшая научная продукция составляет 18 документов на одного автора, причем швейцарские журналы, расположенные в Scopus Q1, являются наиболее заметными и приоритетными для темы исследования. Также подчеркивается, что общими темами документов являются водоснабжение, эффективность водопользования и управление водными ресурсами. Сделан вывод о необходимости поставить под сомнение неоправданное использование воды, иначе ресурс может исчезнуть.
Практическая значимость. Это исследование свидетельствует о необходимости усвоения населением значения ответственного водопользования, поэтому рекомендуется проводить просветительскую работу по вопросам водопользования в целях противодействия последствиям изменения климата.
ISSN 2310-5828 (Online)