Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 22, № 5 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

9-36 24
Аннотация

Introduction. The current long-term decline in the level of Russian school mathematics education is confirmed by the international research, the results of the international mathematical Olympiads for schoolchildren, the results of school final exams and university admission tests, and the unsatisfactory quality of training of first-year students. Teachers-mathematicians and many scientists tend to associate the lack of students’ mathematical knowledge with the introduction of the Unified State Exam (USE or EGE - high school final and university entrance exam taken upon completion of the 11th form) in Russia.

The aims of the present research are the following: to identify the patterns in inter-annual changes in the assignments of the EGE in mathematics and to discuss the content and results of this exam for the last 15 years through the example of school graduates’ certification in the Omsk region.

Methodology and research methods. The research was carried out on the basis of a systematic approach, using statistical and comparative retrospective analysis methods.

Results and scientific novelty. The authors of the current publication examined the dynamics of transformation of the content of the final school exam in mathematics after the introduction of the EGE, evolution/involution of the tasks included in the exam and the influence of these processes and the proposed control and measuring materials (KIMs) on the quality of mathematical knowledge of potential university students. The attention of the authors was focused primarily on the assignments of the EGE, which require detailed, informed solutions and answers (the assignments, which were combined in tests before 2015 under the title “Part C”). The comparison of similar tasks at the traditional final examination at secondary school in 2000 and the written entrance examination of one of the Omsk universities of the same year with the assignments of the specialised EGE-2019 allowed the authors to reveal strong negative tendencies in mathematical training of schoolchildren. The graduates of general education institutions demonstrate the same modest gains in the EGE algebraic tasks from year to year. Although, the tasks are permanently simplified and do not differ in variety. On the contrary, geometric tasks are brought to a high-level, and, therefore, such tasks are not well solved by examinees. However, due to the non-linear rating scale, it is not necessary to do these tasks, as well as some other tasks involving a detailed solution. Without completing such tasks, it is now quite feasible for many students to get the certain number of points to enroll in the university, where the specialised EGE in mathematics is accepted as an entrance exam. But even a significant reduction of the level of assessment of satisfactory knowledge without good teachers, a carefully designed school curriculum and quality textbooks do not give rural school graduates a chance to obtain higher education and move up the social ladder.

Practical significance. The results of this research can be used by the authors of KIMs to change and update the assignments of the Unified State Exam, and also by school teachers, lecturers at the courses and methodologists to change the focus of training.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

37-66 17
Аннотация

Введение. В последние десятилетия в социологии активно разрабатываются вопросы управления системой высшего образования. Актуальность этой тематики обусловлена увеличивающейся значимостью деятельности университетов в жизни общества и конфликтным положением внутри научно-образовательных организаций, сложившимся по причине неоднозначного отношения академического сообщества к университетскому менеджменту и предпринимательской модели управления вузами.

Цель изложенного в статье изыскания - осмысление и обобщение западных социологических исследований, посвященных проблемам университетского управления.

Методология и методы. Работа базировалась на методологии компаративного анализа. В ходе аналитического обзора был рассмотрен международный и имеющийся в отдельных странах опыт изучения университетского управления.

Результаты и научная новизна. Выделены и описаны социальные предпосылки, противоречия и последствия трансформации управленческих практик в университетах. Охарактеризованы теоретические модели данных практик, типы и виды взаимодействия корпуса университетского менеджмента с академическим сообществом, а также процесс профессионализации управленцев, занятых в высшей школе.

С критических позиций представлены идеи, дискуссии и новые тенденции социологических исследовательских проектов университетского управления в США, Канаде, Франции, Англии, Испании, Германии, Голландии, в скандинавских и других западных государствах, выбор которых объясняется развитостью в них социологии как науки и реальными достижениями в их системах высшего образования. Констатируется, что на протяжении продолжительного периода ведущие западные социологи не просто фиксировали объективные эволюционные изменения в обсуждаемой сфере, их результаты и количественные показатели, но и вскрывали суть антиномических явных и латентных процессов, сопровождающих реформирование университетов и их административных структур. Подчеркивается, что этим ученым удалось показать сквозь призму социологии квинтэссенцию социальных отношений, поведенческих стратегий, ценностных систем, складывающихся в университетском сообществе и служащих главным ресурсом развития современных вузов.

Практическая значимость. Очевидно, что российская высшая школа движется по тем же траекториям, что и западные университеты, и маловероятен ее уход с этой колеи, поэтому при разборе плюсов и минусов зарубежного опыта авторы статьи пытались выяснить перспективы отечественной системы высшего образования и возможные векторы развития его управления. В связи с этим материалы публикации могут быть полезны как социологам высшего образования, так и практикам, работающим в сфере университетского управления.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

67-89 23
Аннотация

Введение. В современном обществе наблюдается тенденция существенного ухудшения здоровья подрастающих поколений и увеличения численности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), большинство которых сталкивается с серьезными трудностями во время общения со сверстниками и окружающими людьми. Эта проблема особенно актуальна в связи с введением в практику инклюзивного обучения, которое для России (как и для многих других стран) пока явление новое и малоизученное.

Цель описанного в статье исследования состояла в выявлении и анализе особенностей межличностных отношений дошкольников в условиях инклюзивного образования.

Методы и методики. В работе использовались методы наблюдения, социометрии, проективного рисунка, проблемных ситуаций, статистического анализа данных. В качестве психодиагностического инструментария были задействованы методические разработки и техники «Капитан корабля» (А. А. Романов), «Я и мой друг в детском саду» (Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева), «Диагностика развития общения со сверстниками» (И. А. Орлова, В. М. Холмогорова), «Лабиринт» (Л. А. Венгер), «Картинки» (Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина). Обработка результатов производилась с помощью U-критерия Манна - Уитни.

Результаты и научная новизна. Специфика взаимодействия детей, развивающихся в соответствии с нормой, и детей с ОВЗ изучалась на примере контактов воспитанников частного дошкольного учреждения, осуществляющего инклюзивную деятельность. Установлено психологическое неблагополучие дошкольников с ОВЗ в инклюзивных группах детского сада, которое выражается в их низких статусных позициях, обусловленных неразвитостью у них коммуникативных навыков и незрелостью способов решения конфликтных ситуаций. Эти дети чаще всего отвергаются группой сверстников, хотя в отдельных случаях могут быть отнесены и к категории предпочитаемых в играх и общении. Полученные в ходе диагностических мероприятий данные свидетельствуют о том, что у детей с отклонениями в развитии нередко отсутствуют интерес к здоровым ровесникам, стремление к взаимодействию с ними, ответные реакции на их инициативы. Не подтвердилась гипотеза, согласно которой у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ межличностные отношения в коллективе будут складываться благоприятнее, чем в младшем дошкольном возрасте.

Теоретическая ценность проведенной работы состоит в обогащении специальной психологии и педагогической науки в области инклюзии дополнительными знаниями о роли сверстника в психическом развитии ребенка, имеющего особые образовательные потребности.

Практическая значимость. Сформулированы рекомендации, которые помогут специалистам дошкольных образовательных учреждений гармонизировать межличностные отношения воспитанников, имеющих ОВЗ, посредством формирования у них навыков общения и повышения их социометрического статуса. Авторы надеются, что материалы исследования будут полезны воспитателям, педагогам и психологам, работающим в инклюзивной среде.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

90-110 17
Аннотация

Введение. «Сообщение 1» содержало аналитический обзор исследований ресурсов и потенциалов как предпосылок академической успешности студентов вузов. Эти категории были рассмотрены с точки зрения их дифференциации. Однако недостаточно изученным остается противоположный тренд - их системная интеграция.

Цели этапа исследования, которому посвящено «Сообщение 2», - выявление сходств и различий ресурсов и потенциалов индивидуально-профессионального развития студентов вузов и разработка на этой основе контуров соответствующей эмпирической модели.

Методология и методики. Ключевым в работе является системно-интегративный подход к изучению индивидуальности, который исходно предполагает выделение в ее структуре базовых компонентов (дифференциацию), а затем их объединение (интеграцию) в систему. Систематизация основных положений формируемой модели выполнялась в русле проблемного и сравнительного анализа с опорой на индуктивный метод.

Результаты и научная новизна. У ресурсов и потенциалов обучающихся на уровне возможного обнаруживаются общие основания, увязывающие их в систему особого класса, имеющую дуальную конфигурацию. В этой системе обсуждаемые феномены различаются по способу существования и положением на оси времени. Их общий признак и интегратор - категория возможного, придающая системе целостность. Сформулированы гипотезы о независимых переменных конструируемой эмпирической модели - ресурсах и потенциалах академической успеваемости студентов. В перечень гипотез в виде отдельного пункта включено тестирование переменных самоконтроля как опосредующего звена, исходя из чего изложено новое понимание индивидуально-профессионального развития обучающихся в высшей школе.

Построена интегративная модель такого развития студентов, в которой принимается во внимание временной фактор. Показано, что данное развитие может осуществляться по типу спирали - как циклические непрерывные переходы от ресурсов к потенциалам с последующими превращениями последних снова в ресурсы, но с обновленными возможностями. При спиралевидных переходах происходит образование амальгам из разнокачественных компонентов и появляются опосредующие звенья системы. Обозначена роль когнитивных ресурсов и потенциалов в академической успеваемости и учебной деятельности, для успешного осуществления которой ключевым является вопрос релевантности элементов предлагаемой модели решаемым образовательным задачам.

Практическая значимость. Материалы публикации обогащают представления психологии о содержании понятий «ресурс», «потенциал» и вкладов этих феноменов в академические достижения студентов. Полученные авторами результаты способствуют распространению системного подхода в исследовательской практике изучения индивидуальных ресурсов и потенциалов, поиску способов преодоления их разобщенности и созданию интегративных моделей. Описанная исследовательская стратегия может быть использована при преподавании дисциплин «Психология личности», «Когнитивная психология», «Психология развития» в классических и педагогических университетах.

111-131 19
Аннотация

Введение. Сохранение самобытности и благосостояния коренных малочисленных народов Севера подразумевает сбережение их национально-культурной идентичности, ценностных ориентиров жизнедеятельности, продолжение и развитие традиционных промыслов. К ключевым факторам такого сохранения и защиты от размывания национального достояния относится социально-профессиональное самоопределение подрастающего поколения северян.

Цель исследования, изложенного в статье, состояла в выявлении субъективных оснований для формирования личностной готовности к выбору профессии у старшеклассников, обучающихся и проживающих в условиях Арктики.

Методология и методы. Эмпирическую базу изыскания составили установленные при помощи психодиагностического инструментария данные о субъективном благополучии школьников и готовности их к профессиональному самоопределению. В тестировании этих многофакторных конструктов приняли участие 119 подростков в возрасте 14-17 лет, обучающихся в образовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области и города Тюмени. Статистическая обработка данных осуществлялась с применением методов сравнительного и корреляционного анализа.

Результаты исследования свидетельствуют о существовании различий во взаимосвязях показателей субъективного благополучия и готовности к профессиональному выбору у старшеклассников, принадлежащих к коренному населению Севера, и их «некоренных» сверстников. Анализ статистической достоверности различий с применением t-критерия Стьюдента показал, что школьники-аборигены обладают более высокой стрессоустойчивостью, стремлением к взрослому поведению и более самостоятельны и оптимистичны в ситуации профессионального самоопределения. Корреляционный анализ обнаружил некоторые преимущества юных представителей коренных жителей Севера перед неавтохтонными ровесниками в преодолении трудностей выбора профессии: первые в отличие от вторых в меньшей степени зависят от показателей субъективного благополучия, а усиление психоэмоционального реагирования организма на неблагоприятные условия жизни лишь повышает их мотивацию к скорейшему профсамоопределению.

Научная новизна. Проведенное исследование расширяет представления о влиянии личностных характеристик и субъективного благополучия на готовность к выбору профессии выпускников общеобразовательных школ, расположенных на арктических территориях.

Практическая значимость. Результаты работы и выводы авторов позволяют более точно и адресно выстроить систему профориентационного сопровождения обучающихся в старших классах представителей коренных малочисленных народов Севера, а также других национальностей, проживающих в суровых климатических зонах.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

132-149 21
Аннотация

Введение:. Академическая успеваемость отражается в оценках (присвоенных баллах) по изучаемым предметам и предполагает, что студент овладел требующимся набором навыков и знаний, которые он после ознакомления с конкретной дисциплиной или группой дисциплин может использовать при выполнении образовательных и профессиональных задач. Иными словами, понятие «академическая успеваемость» подразумевает измерение уровня способности студента осваивать содержание учебных программ как в очном режиме, находясь в аудитории, так и самостоятельно.

Цель исследования, представленного в статье, заключалась в определении способности студентов быть активными пользователями учебных баз данных и их элементов, от которых зависит эффективность этого вида образовательной деятельности; а также в выявлении возможностей повышения успеваемости и качества академического усвоения учебных программ (при соблюдении необходимого охвата их содержания) с помощью цифрового образовательного контента.

Методология и методы. Работа выполнялась на основе методологии полевого исследования. Сбор эмпирических данных производился посредством анкетирования и личных интервью. Достоверность собранного материала проверялась методом математической статистики.

Результаты и научная новизна. Известно, что информационные технологии сегодня - один из важнейших факторов, которые могут оказывать мощное воздействие на качество системы образования в вузах. В ходе исследования, проведенного в Северном пограничном университете (Арар, Саудовская Аравия), выяснялось, насколько базы данных, доступные в Саудовской цифровой библиотеке, помогают студентам различных специальностей (факультетов) в учебе, каков их реальный вклад в профессиональную подготовку будущих специалистов и каким образом обучающиеся определяют свои цели и потребности, обращаясь к этим базам данных. Обработанные результаты анкетного опроса и интервью показали, что для большинства респондентов предлагаемый электронный образовательный контент не является инструментом улучшения успеваемости. Степень удовлетворенности им оказалась весьма низкой. Между тем студенты отметили, что нуждаются в доступной и качественной оцифрованной учебной информации. Однако им не хватает информационной компетентности, проявляющейся в способности находить, хранить и применять информацию в различных ее видах. Причем эта компетентность не ограничивается только владением навыками работы с компьютером (которыми сегодня обладают все молодые люди) - она включает умения систематизации и структурирования получаемой информации; критическое отношение к ней; способность резюмировать и делать выводы. Важно также наличие простых и удобных инструментов работы с базами данных. Таким образом, необходимы дополнительные консультации обучающихся

о том, как эффективно работать с цифровыми базами данных; развитие исследовательских навыков студентов; проведение мастер-классов, мотивирующих к использованию цифровых образовательных ресурсов.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны специалистам, разрабатывающим университетские цифровые базы данных, основанные на учебных программах, осваиваемых студентами.

ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

150-168 20
Аннотация

Введение. Специалисты констатируют неуклонное снижение уровня физического, соматического и психического здоровья студенческой молодежи, обусловленное интенсивной компьютеризацией образовательного пространства, высокими учебными нагрузками, увеличением времени на самоподготовку, переменой социально-бытовой обстановки и нарушениями базовых правил здорового образа жизни. Для предотвращения негативных последствий этих процессов в плане здоровьесбережения и улучшения ситуации возникает необходимость отслеживать и фиксировать тенденции трансформаций качества жизни молодых людей, связанного с их физической активностью, которая выступает важным условием гармоничного развития, особенно в период юношеского онтогенеза.

Цель проведенного авторами статьи исследования заключалась в изучении показателей самочувствия студентов старших курсов технического университета, обучавшихся в разные годы, и определении вектора изменений качества жизни выпускников вуза в зависимости от степени их двигательной активности.

Материалы и методы. При использовании русскоязычной версии международного опросника качества жизни SF-36 (Short Form Health Survey) были поэтапно, с разрывом в семь лет, обследованы студенты (n = 286) Иркутского национального исследовательского технического университета (Россия). В ходе мониторинга задействовался метод анкетирования испытуемых. Сопоставление полученных данных о физическом состоянии учащихся разных поколений производилось методом сравнительного анализа. Достоверность различий показателей определялась посредством расчета параметрического t-критерия Стьюдента.

Результаты и научная новизна. Пролонгированное обследование показало, что, по сравнению с 2012 г., в 2019 г. физическая активность у девушек снизилась на 15,2%, у юношей - на 15,7%; общее состояние здоровья первых ухудшилось на 22,5%, вторых - на 21,3%. Заметно упали значения и таких показателей, как «ролевое функционирование», «интенсивность физической боли», «психическое здоровье», «эмоциональное состояние», «социальная и жизненная активность». Уменьшилось число студентов, соблюдающих рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения нормы недельной двигательной нагрузки. Старшекурсникам, завершившим освоение элективного курса по физической культуре и спорту, свойственна гиподинамия. Эти факты объясняются сокращением количества студентов, мотивированных на ведение здорового образа жизни и регулярно выполняющих физупражнения, что подтвердили анкетные ответы учащихся. Более 21% опрошенных заявили, что считают себя здоровыми и поэтому не испытывают потребности заботиться о своем самочувствии; у 37,4% респондентов не хватает силы воли для поддержки себя в форме, а 33,9% указали на отсутствие времени для занятий физкультурой. Хотя опрошенные высоко оценивали значимость физической активности в повседневной деятельности человека, только 30% посещали спортивные секции и лишь 14% делали утреннюю зарядку. Подчеркивается, что ради сохранения физического и психического здоровья нации валеосбере-жение студентов должно стать приоритетом в вузовской подготовке.

Практическая значимость. Результаты исследования могут служить основой для совершенствования педагогических технологий физического воспитания в университетах, составления рекомендаций для самостоятельных занятий студентов, организации профилактики гиподинамии. В совокупности эти меры будут способствовать повышению уровня здоровья и качества жизни будущих специалистов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)