Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

О ПОНЯТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-5-14

Полный текст:

Аннотация

Для осмысления и анализа процессов, происходящих в истории любой науки, очень важным является понятие парадигмы, которое, однако, в последнее время часто используется довольно вольно илегковесно. Некоторые авторы, занимающиеся сферой образования, стали объявлять свои взгляды, теории и разработки заделом новой парадигмы. В педагогической науке создается иллюзия псевдопарадигмальных скачков, что связано не столько с неравномерностью роста научного знания, сколько с отсутствием однозначности в понимании того, что есть парадигма; с недостаточной теоретической проработанностью вопросов о ее содержании и объеме; а также, безусловно, со сложностями, связанными с проведением затянувшихся реформ в образовании.

Педагогика переживает продолжительный период кризиса: ее классическая парадигма начиная с середины XX в. вступает во все большее противоречие с социальными реалиями. Парадигмальные трансформации в образовании и педагогике зависят, в первую очередь, от фундаментальных изменений научной картины мира, но связь эта не автоматическая. Соответствующая неклассическому этапу педагогическая парадигма к концу XX в. так и не успела «созреть», а уже стала оформляться новая – постнеклассическая – научная картина мира. Смена педагогической парадигмы происходит медленно, с опозданием. Именно попытками преодолеть данное отставание, по мнению автора статьи, и объясняется наличие в современной педагогической науке разнообразных, порой взаимоисключающих точек зрения.

Методологической основой анализа различных позиций исследователей-педагогов стало общенаучное определение парадигмы, данное Т. Куном. Согласно ему, это совокупность теоретико-методологических ус- тановок, понятие более общее, чем теория, концепция или подход. Несколько педагогических теорий, концепций или подходов могут соответствовать одной и той же парадигме, которая служит их идейной основой. Возвращение к общенаучной трактовке парадигмы устранит путаницу в осмыслении накопленного опыта и перспектив образования, поможет адекватному восприятию педагогической реальности. 

Расширение и развитие знания неизбежно, поэтому неизбежна и необходима смена педагогической парадигмы. Синтезирующим ядром в ней должна стать культура, объединяющая науку, искусство и духовные учения в целостность ноосферы. 

Об авторе

В. А. Тестов
Вологодский государственный педагогический университет, г. Вологда
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой алгебры, геометрии и теории обучения математике Вологодского государственного педагогического университета 



Список литературы

1. Аршинов В. И. На пути к синергетической картине мира // Стратегия динамического развития России: единство самоорганизации и управления: материалы 1-й Междунар. науч.-практич. конф. М.: Проспект, 2004. Т. 3, Ч. 1. С. 55–60.

2. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. No 4. С. 21–31.

3. Краевский В. В. Проблема парадигмы в методологии педагогики // Современные проблемы педагогики: Парадигма науки и тенденции развития образования: материалы Всерос. методолог. конференции. Краснодар, 2006. Ч. 1. С. 15–21.

4. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

5. Лызь Н. А. Взгляд на парадигмы и изменения в педагогике // Педагогика. 2005. No 8. С. 16–26.

6. Шиянов Е. Н., Ромаева Н. Б. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики // Педагогика. 2005. No 9. С. 17–25.


Для цитирования:


Тестов В.А. О ПОНЯТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ. Образование и наука. 2012;1(9):5-14. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-5-14

For citation:


Testov V.A. About the Consept of Pedagogic Paradigm. The Education and science journal. 2012;1(9):5-14. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-5-14

Просмотров: 514


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)