СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-89-104
Аннотация
В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в январе 2013 г. с целью составления общего социально-психологического портрета современного студенчества. В качестве объекта исследования были избраны учащиеся 1–5-х курсов и магистратуры Московского государственного областного университета, Российского государственного университета туризма и сервиса, Финансово-технологической академии – всего 415 человек в возрасте от 17 до 22 лет. Исследование предполагало выявление социальных фактов, влияющих на продукты деятельности и поведение учащихся, а также фиксацию проявлений сознания (мотивов, ценностей, установок и т. д.). Основным источником информации служила специально разработанная анкета, вклю-чающая около 150 в основном закрытых либо полузакрытых вопросов, позволяющих выяснить мнение респондентов по широкому спектру направлений социальной жизни и профессиональных предпочтений.
В ходе исследования была дана социально-демографическая харатеристика студенчества; ранжированы ценностные ориентации учащихся в различных сферах деятельности; выявлен уровень их общей культуры. Обозначены проблемы социализации студентов, особенности их взаимоотношений с окружающими и степень сотрудничества с ними. Кроме того, были предприняты попытки определить степень общественной и гражданской активности молодых людей: их участие в общественной работе, политической жизни, деятельности неформальных объединений.
Один из главных выводов, сделанных автором на основе анализа материалов анкетирования, касается социальной незащищенности студентов, на фоне которой происходит их социализация. Несмотря на всю сложность адаптации учащейся молодежи к взрослой жизни, отличительными чертами наблюдаемой группы являются рост самосознания и стремление отстаивать собственное мнение. Среди регуляторов поведения на первое место выдвигается самооценка. Однако для формирования независимой личности, реализации заложенных в ней природой возможностей и вместе с тем успешного усвоения социально-исторического опыта требуется благоприятная среда. Поэтому крайне необходимо внутри каждого высшего учебного заведения создавать и поддерживать атмосферу, способствующую становлению будущих специалистов-профессионалов и граждан.
Об авторе
Е. В. КукановаРоссия
доктор педагогических наук, профессор кафедры философии
Список литературы
1. Кос Н. И. Психологический портрет группы и коллектива. Саратов, 2009.
2. Мельников В. М. Психологический портрет личности. Улан-Удэ, 2008.
3. Психологические аспекты социализации личности в условиях современного образования: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. С. А. Еланцева. Ишим: Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова, 2011.
4. Павловец Г. Г. и др. Социально-психологический портрет современного студента педагогического вуза. Владикавказ, 2010.
Рецензия
Для цитирования:
Куканова Е.В. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА. Образование и наука. 2013;(8):89-104. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-89-104
For citation:
Kukanova Y.V. SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN STUDENT. The Education and science journal. 2013;(8):89-104. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-89-104