Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ДИНАМИКА ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-22-41

Аннотация

Цель статьи – показать имманентную взаимосвязь между структурой терминальных и инструментальных жизненных ценностей подростков постсоветского периода и их предрасположенностью к совершению коррупционных действий.

Методы исследования. В работе использовались такие методы, как философский анализ, наблюдение, анкетирование по формализованной анкете, беседа, лонгитюдное исследование. Программа исследования включала в себя вопросы, связанные с разными аспектами, факторами и мотивами ценностных ориентаций подростков. 

Результаты. Представлены результаты лонгитюдного исследования (1998– 2014 гг.) динамики жизненных ценностей подростков. Установлено, что структура их аксиосферы радикально поменялась за исследуемый период. Если в 1998 г. наиболее значимыми жизненными ценностями выступали деньги, материальное благосостояние, то в 2014 г. таковыми оказываются уже здоровье и любовь, т. е. происходит переориентация подростков с меркантильных ценностей на ценности духовного порядка. Вместе с тем меняется система инструментальных ценностей: если в 1990-х гг. основными средствами достижения жизненных целей выступали деньги, насилие и помощь других людей, то в 2014 г. подростки в большей степени рассчитывают на свои собственные силы.

Научная новизна. Выяснено, что одной из психологических особенностей современных городских подростков является неспособность к длительному ожиданию реализации своих жизненных целей. Это отягощается тем, что многие жизненные ценности (образование, здоровье, любовь, дружба) в современном капиталистическом обществе превращаются в ценности меновые (имеющие конкретную стоимость). Поэтому подростки предпочитают использовать деньги как средство мгновенного достижения своих целей. Именно эти факторы и формируют реальную предрасположенность подростков к совершению коррупционных действий.

Практическая значимость. Материалы статьи могут быть интересны родителям, воспитателям дошкольных учреждений, учителям школ, специалистам в области психологии, социологам, юристам, сотрудникам правоохранительных органов.

Автор благодарит Е. Н. Кондрашова (Верхняя Салда), А. А. Артемову (Екатеринбург), Т. Н. Михайлова (Екатеринбург) и В. В. Медисона (Верхняя Салда) за обсуждение статьи и за высказанные конструктивные замечания. 

Об авторе

Петр Николаевич Кондрашов

Россия

кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург (РФ). 



Список литературы

1. Бормотов И. В., Хмара Ю. Н. Социально-философское обоснование специфики и содержания ценностей российской молодежи // Социум и власть. 2014. No 5. С. 7–12.

2. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Парадоксальный молодой человек // Социологические исследования. 2006. No 6. С. 26–36.

3. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Студент 90-х – социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. No 6. С. 56–63.

4. Головинова А. В., Калинина Е. С. Особенности жизненных ценностей подростков // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. No 1 (3). С. 51–52.

5. Ершов Ю. Г. Коррупция в России: проблемы методологии исследования // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: сб. тр. по итогам Второй всерос. науч. конф. с междунар. участием / отв. ред. В. Н. Руденко. Екатеринбург: Институт философии и права УрО РАН. 2016. С. 17–30.

6. Зубова Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности. Оренбург, 2002. 150 с.

7. Зырянов С. Г., Горелова Г. Г. Место образования в системе ценностей студенческой молодежи // Социум и власть. 2015. No 4. С. 7–14.

8. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. Москва: Педагогика, 1991. 176 с.

9. Кон И. С. Психология ранней юности. Москва: Просвещение, 1989. 255 с.

10. Кон И. С. Психология старшеклассника. Москва: Просвещение, 1980. 192 с.

11. Кондрашов П. Н. Праксеологическое понимание жизненных ценностей // Социум и власть. 2015. No 6 (56). С. 119–124.

12. Кондрашов П. Н., Любутин К. Н. Диалектика повседневности: Попытка марксистского анализа. 2-е изд., доп. и испр. Москва: ЛЕНАНД, 2015. 184 с. (Размышляя о марксизме).

13. Корсаков К. В. В банде только... дети // Уральский рабочий. 2015. 22 сент.

14. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. No 1. С. 13–25.

15. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Санкт-Петербург: С.-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2000. 508 с.

16. Любутин К. Н. Ценностное отношение // Двадцать лекций по философии: учебное пособие. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. С. 131–139.

17. Михайлов Т. Н. Жизненные ценности подростков в современных условиях. Екатеринбург: УрФУ, 2014. 117 с.

18. Нарский И. С. Диалектическое противоречие и логика познания. Москва: Наука, 1969. 246 с.

19. Психология подростка: хрестоматия. Москва: Российское педагогическое агентство, 1997. 526 с.

20. Ревякина В. И. Аксиологические проблемы культуры и образования современной молодежи // Образование и наука. 2015. No 5. С. 15–26.

21. Селиванова З. К. Смысложизненные ориентации подростков // Социологические исследования. 2001. No 2. С. 87–92.

22. Тарасевич И. В. Ценностные ориентации современного студенчества // Образование и наука. 2012. No 2. С. 60–67.

23. Черкасова А. А. Жизненные ценности в представлениях студенческой молодежи России и США: социологический анализ // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. No 1. С. 231–240.

24. Эльконин Д. Б. Психология игры. Москва: Педагогика, 1976. 304 с.

25. Rokeach M. Some Unresolved Issues in Theories of Beliefs, Attitudes, and Values // Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln: University of Nebraska Press, 1978. P. 261–304.

26. Rokeach M. Beliefs, attitudes, and values: A theory of organization and change. San Francisco, CA: Jossey-Bass Publishers, 1968. xvi, 214 p.


Рецензия

Для цитирования:


Кондрашов П.Н. ДИНАМИКА ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ. Образование и наука. 2016;(6):22-41. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-22-41

For citation:


Kondrashov P.N. DYNAMICS OF VITAL VALUES OF ADOLESCENTS AND A PROBLEM OF CORRUPTION IN POST-SOVIET RUSSIA. The Education and science journal. 2016;(6):22-41. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-22-41

Просмотров: 1364


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)