Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМА У СУБЪЕКТОВ ПОЛИДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-90-108

Полный текст:

Аннотация

Введение. Динамичные изменения рынка труда и размывание границ профессиональных функций современного специалиста диктуют необходимость формирования у него транспрофессионализма, подразумевающего такие метакачества, как социально-профессиональная мобильность, коммуникативность, развитый эмоциональный интеллект, инновационность, толерантность к неопределенности и др. В первую очередь перечисленными характеристиками должны обладать субъекты полидисциплинарных проектов. Совместная деятельность нескольких профессиональных групп требует от участников проекта поиска непротиворечивых принципов работы, «общего языка», согласованности разных, обусловленных спецификой рода занятий картин мира, умений разграничивать обязанности и слаженно действовать в нейтральных сферах, с большой долей вероятности осваивая в процессе сотрудничества новые роли.

Цель публикации – представить продукт структурно-функционального моделирования, которым является социально-гуманитарная образовательная платформа развития транспрофессионализма у субъектов полидисциплинарных проектов (далее – Платформа).

Методология и методы. Исследование построено на сравнительном анализе и обобщении предлагаемых зарубежными и российскими авторами вариантов моделей полипрофессиональных отношений. Методологическую базу изыскания в комплексе составили многомерный, трансдисциплинарный, сетевой, проектный, нелинейно-синергетический и транспективно-компетентностный подходы к проектированию Платформы.

Результаты и научная новизна. Разработана и описана структурнофункциональная модель Платформы, обладающая блочно-модульной организацией. Данная модель включает три блока: базовый (инвариантный), полипрофессиональный и функциональный. Ее технологической основой служат высокие социально-гуманитарные образовательные технологии.

Выделены принципы создания Платформы, обоснована значимость ее существования в условиях непрерывного обучения в системе дополнительного профессионального образования. Предназначение Платформы – аккумулирование результатов теоретических и прикладных исследований в области бии полипрофессиональной подготовки. Такая Платформа впервые дает возможность использования в едином курсе обучения различных моделей полипрофессиональных отношений – от межпрофессиональной до транcпрофессиональной. Приобретение смежных специальностей становится для человека этапом для овладения компетентностью в далеких, несмежных профессиональных областях. Более полному интерактивному освоению новых видов деятельности способствует погружение слушателей в полипрофессиональные коммуникативные среды. Конечными результатами реализации Платформы являются транспрофессиональные проекты завершенного жизненного цикла.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть частично или полностью применены в системе дополнительного образования. 

Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития, Екатеринбург


О. В. Крежевских
Шадринский государственный педагогический университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования,

Шадринск



Список литературы

1. Травина С. А. К вопросу о межпрофессиональном взаимодействии школьного психолога с педагогами // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Тверь, 2017. С. 70–73. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29711010 (дата обращения: 10.12.2017).

2. Лежнева М. С. Готовность к межпрофессиональному взаимодействию IT-специалистов как предиктор их успешного профессионального становления // Результаты современных научных исследований и разработок: сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2017. С. 180–182. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28966386 (дата обращения: 12.12.2017).

3. Bluteau P., Clouder L., Cureton D. Developing interprofessional education online: An ecological systems theory analysis // Journal of Interprofessional Care. 2017. № 31(4). С. 420–428.

4. Gould K., Day K. H., Barton A. T. Changing student attitudes through interaction: Findings from an interprofessional workshop // Journal of Interprofessional Care. 2017. № 31 (4). P. 540–542.

5. Xenakis N. Creating a professional development platform to transform social work clinical practice in health care // Social Work in Health Care. 2018. № 57 (6). С. 440–464.

6. Moreno V., Cavazotte F., Alves I. Explaining university students’ effective use of e-learning platforms // British Journal of Educational Technology. 2017. № 48 (4). С. 995–1009.

7. Panigrahi R., Srivastava P. R., Sharma D. Online learning: Adoption, continuance, and learning outcome – A review of literature // International Journal of Information Management. 2018. № 43. P. 1–14.

8. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы» // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 387–399.

9. Horsburgh M., Ladmin R., Williamson E. Multiprofessional learning: the attitudes of medical, nursing and pharmacy students to shared learning // Medical Education. 2001. Vol. 35, Is. 9. P. 876–883. DOI: 10.1046/j.1365–2923.2001.00959

10. Barr H. Interprofessional education. New York; London: John Wiley & Sons, Ltd, 2002.

11. Малиновский П. В. Транспрофессионализм как критерий эффективности управления человеческим потенциалом // PROMETA. Компетенции и человеческий капитал. Казань, 2003 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://prometa.ru/archive/policy/capital/reports/3 (дата обращения: 10.11.2017).

12. Максимова Е. А. Перспективы и трудности транспрофессиональной подготовки // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 1 (13). С. 28–33. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20160126 (дата обращения: 09.12.2017).

13. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. № 19(8). С. 9–28. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994–5639–2017–8-9–28

14. Вахидова Л. В., Габитова Э. М. Структура транспрофессиональных компетенций специалистов среднего звена // Педагогические науки: Международный научно-исследовательский журнал. 2016. Вып. 2, ч. 4. С. 13–15. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://research-journal.org/pedagogy/struktura-transprofessionalnyx-kompetencij-specialistov-srednego-zvena/ (дата обращения: 12.11.2017).

15. Цыгулева М. В. К вопросу о профессиональных затруднениях инженера // Вестник научных конференций. ООО Консалтинговая компания Юком. 2016. № 10/5. С. 182–185.

16. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность: многомерные компетенции // Филология и культура. 2015. № 2 (40). С. 326–330. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23503485 (дата обращения: 15.11.2017).

17. Акулова О. В. Проблемы построения нелинейного процесса обучения в информационной среде // Человек и образование. 2005. № 3. С. 7–11. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=10206100 (дата обращения: 10.12.2017).

18. Бережная И. Ф. К вопросу о проектировании нелинейного образовательного процесса в системе высшего образования // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10, вып. 5/2. С. 16–20 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24094625 (дата обращения: 12.12.2017).

19. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Высшее образование в Уральском макрорегионе: возможности нелинейного развития // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 3. С. 405–421. DOI: 10.15507/1991–9468.088.021.201703.405–420

20. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А., Каташинских В. С., Клюев А. К., Кузьминчук А. А., Кульпин С. В., Певная М. В., Шаброва Н. В., Шуклина Е. А. Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности: монография / под ред. Г. Е. Зборовского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 336 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elar.urfu.ru/handle/10995/43856 (дата обращения: 15.12.2017).


Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Крежевских О.В. МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМА У СУБЪЕКТОВ ПОЛИДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ. Образование и наука. 2018;20(7):90-108. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-90-108

For citation:


Zeer E.F., Krezhevskikh O.V. MODELLING OF SOCIO-HUMANITARIAN EDUCATION PLATFORM FOR TRANS-PROFESSIONALISM DEVELOPMENT OF PROFESSIONALS INVOLVED IN MULTI-DISCIPLINARY PROJECTS. The Education and science journal. 2018;20(7):90-108. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-90-108

Просмотров: 374


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)