Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-109-127

Аннотация

Введение. Характерными признаками постиндустриального общества являются радикальные изменения в мире профессий, интенсивность производства и потребления новых знаний, усиление коммуникативной составляющей профессиональной деятельности. На рынке труда всё более востребованными становятся работники, обладающие такими профессионально-психологическими качествами, как самообладание, психологическая саморегуляция и умение управлять собственными эмоциями и эмоциями окружающих – своих партнеров и коллег. В связи с этим в системе профессиональной подготовки актуализируется задача формирования у будущих специалистов эмоциональной компетентности.

Цель данной статьи – обобщение результатов исследования возможностей устойчивого развития эмоционального интеллекта в период студенчества посредством активных форм обучения – тренингов и семинаров.

Методология и методики. Работа осуществлялась с опорой на концепцию модели эмоционального интеллекта, предложенную Д. В. Люсиным. В ходе эксперимента использовались метод опроса «ЭмИн» Д. В. Люсина и тест «Социальный интеллект» Д. П. Гилфорда, а также авторский комплект кейсов, состоящий из заданий на распознавание лицевой экспрессии и на выявление активного словаря эмоций.

Результаты и научная новизна. Обоснована важность высокого уровня эмоционального интеллекта для современного человека независимо от сферы его профессиональной занятости. Выделены основные зоны данного вида интеллекта и их структурные компоненты, которые надлежит развивать у будущих специалистов. Обозначены особенности и условия формирования практического и академического интеллекта. Произведена проверка гипотезы о том, что приобретению и совершенствованию первого более всего способствуют социально-психологические тренинги; становлению второго – семинарские занятия. В соответствии с гипотетическими утверждениями были разработаны два варианта экспериментального курса, включенного в расписание схожих по характеристикам студенческих групп Уральского федерального университета (Екатеринбург). Результаты обеих форм обучения (тренинга и семинаров) подтвердили правомерность выдвинутых предположений. Для выяснения степени устойчивости целенаправленно сформированного эмоционального интеллекта спустя полтора года была проведена повторная диагностика освоенных студентами компетенций. Сравнительный анализ итоговых показателей формирующего эксперимента и выявленных остаточных знаний, умений и навыков продемонстрировал не только стойкость психологических новообразований у обучающихся в области эмоциональной компетентности, но и запуск механизмов ее саморазвития.

Практическая значимость. Вопреки мнению ряда ученых о том, что эмоциональный интеллект мало меняется в студенческом возрасте, так как основное его развитие завершается в подростковый период, доказаны потенциальные возможности повышения уровня эмоциональной компетентности в условиях вуза. Материалы исследования открывают перспективы для детального изучения механизмов, запускающих и поддерживающих устойчивое саморазвитие эмоционального интеллекта будущих специалистов, с тем чтобы обеспечить сохранение их конкурентоспособности в быстро меняющихся социально-экономических реалиях. 

Об авторах

А. М. Белобородов
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Россия

аспирант кафедры общей и социальной психологии,

Екатеринбург



Э. Э. Сыманюк
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Россия

доктор психологических наук, профессор, директор Уральского гуманитарного института, заведующая кафедрой общей и социальной психологии,

Екатеринбург



Список литературы

1. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R., Sitarenios G. Emotional intelligence as a standard intelligence // Emotion. 2001. V. 1. P. 232–242.

2. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. Москва: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.

3. Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. С. 546–550.

4. Александрова А. А., Гудкова Т. В. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 617–622.

5. Двойнин А. М., Данилова Г. И. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 121–134.

6. Кутейников А. Н., Шандлоренко Д. Д. Эмоциональный интеллект как фактор адаптации к учебному процессу // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С. 5019–5024.

7. Светличная Т. Г., Зуева Е. Ю., Вилова К. Г. Эмоциональный интеллект как инструмент повышения медицинской эффективности здравоохранения // Экология человека. 2014. № 10. С. 54–60.

8. Рычкова О. В., Соина Н. А., Гуревич Г. Л. Эмоциональный интеллект при шизофрении // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. 2013. № 6 (94). С. 59–64.

9. Шемет В. А., Карпюк В. А. Нарушения эмоционального интеллекта у пациентов с шизофренией // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2013. № 2. С. 57–59.

10. Корнетов А. Н., Прядухина Н. И., Морева С. А., Еремина Е. П., Головаха Н. Э., Силаева А. В., Обуховская В. Б. Клиническое значение сниженных показателей эмоционального интеллекта учащихся средней общеобразовательной школы // Вестник ТГПУ. 2015. № 3 (156). С. 72–80.

11. Abdollahi A., Mansor Abu Talib. Emotional intelligence moderates perfectionism and test anxiety among Iranian students // School Psychology International. 2015. Vol. 36 (5). Р. 498–512.

12. Корнилова Т. В., Новотоцкая-Власова Е. В. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятия неопределенности // Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 61–71.

13. Штроо В. А., Серов С. Ю. Эмоциональный интеллект участников как фактор эффективности деловых переговоров // Организационная психология. 2011. Т. 1, № 1. С. 8–23.

14. Полянова Л. М. Концепции эмоционального интеллекта в современной практике управления // Теория и практика общественного развития. 2015. № 2. С. 18–20.

15. Hui-Hua Z., Nicola S. Schutte Personality, emotional intelligence and other-rated task performance // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 87. Р. 298–301.

16. Козлова Н. С., Комарова Е. Н. Эмоциональный интеллект и вовлеченность личности в интернет-среду // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 7/4 (38). С. 120–122.

17. Родионова А. С. Исследование особенностей эмоционального интеллекта лиц, имеющих интернет-аддикцию // Перспективы науки и образования. 2013. № 6. С. 128–140.

18. Малыгин В. Л., Антоненко А. А., Вовченко Е. И., Искандирова А. Б. Особенности эмоционального и социального интеллекта среди интернет-зависимых подростков // Медицинская психология в России. 2011. № 5 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://medpsy.ru (дата обращения: 20.04.2018)

19. Иванова Е. С. Развитие эмоционального интеллекта в рамках программы подготовки специалистов-профайлеров // Научный диалог. 2012. № 6. С. 94–106.

20. Чиркина Е. А. Дидактические средства формирования эмоционального интеллекта студентов, будущих специалистов в сфере помогающих профессий // Вектор науки ТГУ. 2012. № 3 (10). С. 254–257.

21. Фурсова Д. В. Эмоциональный интеллект как условие учебной успешности студента-психолога // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5 (42). С. 87–89.

22. Gill Lesley J., Philip L. Ramsey, Sarah I. Leberman. A systems approach to developing emotional intelligence using the self-awareness engine of growth model // Systemic practice and action research. 2015, December. Vol. 28, Issue 6. Р. 575–594.

23. Hodzic S., Pilar Ripoll, Consuelo Bernal. The effects of emotional competences training among unemployed adults: a longitudinal study // Applied psychology: health and well-being. 2015. № 7 (3). Р. 275–292.

24. Белобородов А. М., Любякин А. А., Оконечникова Л. В. Активные методы формирования эмоционального интеллекта студентов-психологов // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 55–59.

25. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. Москва; Владимир: ACT; ВКТ, 2009.

26. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22.


Рецензия

Для цитирования:


Белобородов А.М., Сыманюк Э.Э. УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ. Образование и наука. 2018;20(7):109-127. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-109-127

For citation:


Beloborodov A.M., Symaniuk E.E. STABILITY OF DEVELOPMENT OF FUTURE PROFESSIONALS’ EMOTIONAL INTELLIGENCE. The Education and science journal. 2018;20(7):109-127. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-109-127

Просмотров: 1141


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)