ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-128-146
Аннотация
Введение. Волонтерство в современном мире – один из наиболее эффективных инструментов успешного социального развития и повышения качества жизни людей. Не случайно 2018 год в нашей стране объявлен указом Президента РФ Годом добровольца (волонтера). Добровольческая деятельность благотворно влияет не только на тех, кому оказывается помощь, но и на самих волонтеров, что выражается в становлении и укреплении их нравственной и гражданской позиции, развитии человеколюбия, отзывчивости, чувства справедливости, лидерских качеств. Кроме того, за рубежом молодежное волонтерство давно используется как важный элемент подготовки к исполнению профессиональных обязанностей. Участвуя в профессиональноориентированном волонтерстве, обучающийся получает возможность приобрести профессиональный опыт, проверить правильность собственного профессионального самоопределения и свою профпригодность. Подобное волонтерское служение особенно актуально для представителей «помогающих» профессий – педагогов, социальных работников, психологов и врачей, т. е. для тех, кто априори должен быть настроен на просоциальную активность и обладать такими качествами, как доброжелательность, коммуникабельность и добросовестность.
Целью исследования, изложенного в статье, является изучение динамики психологических характеристик личности студентов – будущих медицинских работников, регулярно участвующих в профессионально-ориентированной волонтерской деятельности.
Методология и методики. Работа выполнена с опорой на компетентностный и деятельностный подходы к образованию, а также на ключевые положения концепции гуманизации педагогического процесса вуза и базовые принципы деятельности волонтеров, декларирующиеся в документах организации «Добровольцы Объединенных Наций» (VUN). Основным методом сбора информации было анкетирование студентов. В качестве психодиагностического инструментария использовались методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей личности (В. В. Синявский, В. А. Федорошин); опросник оценки уровня развития эмпатийных тенденций (А. Меграбян, Н. Эпштейн); методика изучения ценностных ориентаций личности (М. Рокича); опросник «Мотивация помощи» (С. К. Нартова-Бочавер). Для объективизации полученных данных был задействован статистический критерий Манна – Уитни, позволяющий выявлять разницу в значениях параметра между малыми выборками.
Результаты и научная новизна. На примере деятельности членов волонтерского отряда, организованного при кафедре психологии здоровья и коррекционной психологии Курского государственного медицинского университета и функционирующего на базе школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, показаны реальные направления квазипрофессиональной добровольной работы студентов, которая содержательно соотносятся с требованиями, предъявляемыми к способностям, умениям и навыкам специалистов, получивших медицинское образование. Проанализирована двухлетняя динамика изменений психологических характеристик и профессиональных компетенций учащихся под влиянием их постоянной включенности в волонтерское движение. Обозначены ключевые черты личности студента-добровольца «со стажем»: ориентация на гуманистические ценности, мотивация и готовность оказания помощи нуждающимся, хорошо развитые коммуникативные способности и эмпатия. Эмпирическим путем установлено, что уровень развития этих профессионально важных качеств у студентов-волонтеров не только изначально выше, чем у их сокурсников, но и продолжает активно эволюционировать благодаря выполнению профессионально-ориентированной и социально значимой волонтерской миссии.
Практическая значимость. Результаты предпринятого исследования убедительно доказывают, что включение в педагогический процесс вуза профессионального волонтерства в качестве одного из приоритетных направлений деятельности способствует духовно-нравственному воспитанию студентов, формированию у них профессионального и общего гуманистического мировоззрения и позволяет будущим выпускникам обрести необходимый опыт работы в избранной сфере занятости.
Об авторах
А. А. КузнецоваРоссия
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии,
Курск
Н. А. Соловьева
Россия
кандидат медицинских наук, доцент кафедры патологической анатомии имени академика А. И. Струкова,
Москва
Список литературы
1. Гришунина Е. В., Пятакова Е. Н. Особенности личности волонтеров // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 71–78.
2. Решетников О. В. Корпоративное добровольчество: научно-методическое пособие. Москва: Проспект, 2010. 172 с.
3. Слободчиков В. И. Парадигмы развития современной психологии и образования // Психологическое образование: контексты развития: альманах. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/108757 (дата обращения: 14.03.2018)
4. Болучевская В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. Волгоград: ВолГМУ, 2010. 264 с.
5. Оберемко О. А. Волонтер или доброволец: элементарные объяснения для самоопределения // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 94–101.
6. Laurie N., Smith M. B. Unsettling geographies of volunteering and development // Transactions of the institute of british geographers. 2018. Vol. 43, Issue 1. P. 95–109.
7. Brown Leacey E., Strommen J. Training Younger Volunteers to Promote Technology Use Among Older Adults // Family & consumer sciences research journal. 2018. Vol. 46, Issue 3. P. 297–313.
8. Carlton S., Mills Colleen E. The Student Volunteer Army: a 'repeat emergent' emergency response organization // Disasters. 2017. Vol. 41, Issue 4. P. 764–772.
9. Breithaupt Andrew G., Thomas Kathleen C., Wong Connie S. Finding Common Ground: Exploring Undergraduate Student Volunteering as a Support for Parents of Children With Autism // Focus on autism and other developmental disabilities. 2017. Vol. 32, Issue 3. P. 229–239.
10. Saleh Ahmed M., Haider S., Signer D. Student volunteers as a supplementary workforce for an integrated ED HIV testing model with fourth-generation and point-of-care testing // American journal of emergency medicine. 2017. Vol. 35, Issue 1. P. 184–185.
11. Steiner J., Leinwander P. Using the health physics student volunteer program for a research project sponsored by the medical section of the health physics society // Health physics. 2016. Vol. 112, Issue 4. P. 352–356.
12. Клименских М. В., Ершова И. А., Виндекер О. С. Роль волонтерской деятельности в профессиональной подготовке студентов-психологов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2/2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21466 (дата обращения: 26.03.2018).
13. Палкин К. А. Состояние и перспективы изучения психологических детерминант волонтерской деятельности // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 4. С. 99–107.
14. Шевченко П. В. Социальная роль московского волонтерства // Социологические исследования. 2013. № 8. С. 60–71.
15. Санина М. К., Санин С. А. Педагогический потенциал волонтерской деятельности в формировании навыков межнационального взаимодействия и этнокультурной грамотности студентов // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 99–101.
16. Горлова Н. И. Формирование компетентностной модели стрессоустойчивости волонтеров // Волонтер. 2017. № 1 (21). С. 18–50.
17. Шлюбуль Е. Ю., Синельникова Н. А., Чашкова (Зайцева) О. Ю., Романова М. Л. Современные модели и методы диагностики просоциального поведения волонтеров // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 3 (133). С. 259–263.
18. Агеева Н. А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/01/9189 (дата обращения: 11.01.2018).
19. Агеева Н. А. Биоэтическое измерение инновационной деятельности // Инновации в науке. 2013. № 28. С. 199–203. 20. Агеева Н. А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология. 2014. № 4 (5). С. 5.
20. Крамская С. В. Роль воспитательного потенциала преподаваемых учебных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 40. С. 99–103.
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецова А.А., Соловьева Н.А. ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Образование и наука. 2018;20(7):128-146. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-128-146
For citation:
Kuznetsova A.A., Solovyeva N.A. DYNAMICS OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A STUDENT-VOLUNTEER IN THE PROCESS OF PROFESSIONALLY-ORIENTED VOLUNTEERING ACTIVITY. The Education and science journal. 2018;20(7):128-146. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-128-146