ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-128-146
Resumen
Введение. Волонтерство в современном мире – один из наиболее эффективных инструментов успешного социального развития и повышения качества жизни людей. Не случайно 2018 год в нашей стране объявлен указом Президента РФ Годом добровольца (волонтера). Добровольческая деятельность благотворно влияет не только на тех, кому оказывается помощь, но и на самих волонтеров, что выражается в становлении и укреплении их нравственной и гражданской позиции, развитии человеколюбия, отзывчивости, чувства справедливости, лидерских качеств. Кроме того, за рубежом молодежное волонтерство давно используется как важный элемент подготовки к исполнению профессиональных обязанностей. Участвуя в профессиональноориентированном волонтерстве, обучающийся получает возможность приобрести профессиональный опыт, проверить правильность собственного профессионального самоопределения и свою профпригодность. Подобное волонтерское служение особенно актуально для представителей «помогающих» профессий – педагогов, социальных работников, психологов и врачей, т. е. для тех, кто априори должен быть настроен на просоциальную активность и обладать такими качествами, как доброжелательность, коммуникабельность и добросовестность.
Целью исследования, изложенного в статье, является изучение динамики психологических характеристик личности студентов – будущих медицинских работников, регулярно участвующих в профессионально-ориентированной волонтерской деятельности.
Методология и методики. Работа выполнена с опорой на компетентностный и деятельностный подходы к образованию, а также на ключевые положения концепции гуманизации педагогического процесса вуза и базовые принципы деятельности волонтеров, декларирующиеся в документах организации «Добровольцы Объединенных Наций» (VUN). Основным методом сбора информации было анкетирование студентов. В качестве психодиагностического инструментария использовались методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей личности (В. В. Синявский, В. А. Федорошин); опросник оценки уровня развития эмпатийных тенденций (А. Меграбян, Н. Эпштейн); методика изучения ценностных ориентаций личности (М. Рокича); опросник «Мотивация помощи» (С. К. Нартова-Бочавер). Для объективизации полученных данных был задействован статистический критерий Манна – Уитни, позволяющий выявлять разницу в значениях параметра между малыми выборками.
Результаты и научная новизна. На примере деятельности членов волонтерского отряда, организованного при кафедре психологии здоровья и коррекционной психологии Курского государственного медицинского университета и функционирующего на базе школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, показаны реальные направления квазипрофессиональной добровольной работы студентов, которая содержательно соотносятся с требованиями, предъявляемыми к способностям, умениям и навыкам специалистов, получивших медицинское образование. Проанализирована двухлетняя динамика изменений психологических характеристик и профессиональных компетенций учащихся под влиянием их постоянной включенности в волонтерское движение. Обозначены ключевые черты личности студента-добровольца «со стажем»: ориентация на гуманистические ценности, мотивация и готовность оказания помощи нуждающимся, хорошо развитые коммуникативные способности и эмпатия. Эмпирическим путем установлено, что уровень развития этих профессионально важных качеств у студентов-волонтеров не только изначально выше, чем у их сокурсников, но и продолжает активно эволюционировать благодаря выполнению профессионально-ориентированной и социально значимой волонтерской миссии.
Практическая значимость. Результаты предпринятого исследования убедительно доказывают, что включение в педагогический процесс вуза профессионального волонтерства в качестве одного из приоритетных направлений деятельности способствует духовно-нравственному воспитанию студентов, формированию у них профессионального и общего гуманистического мировоззрения и позволяет будущим выпускникам обрести необходимый опыт работы в избранной сфере занятости.
De los autores
А. КузнецоваRussian Federation
Н. Соловьева
Russian Federation
Referencias
1. Гришунина Е. В., Пятакова Е. Н. Особенности личности волонтеров // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 71–78.
2. Решетников О. В. Корпоративное добровольчество: научно-методическое пособие. Москва: Проспект, 2010. 172 с.
3. Слободчиков В. И. Парадигмы развития современной психологии и образования // Психологическое образование: контексты развития: альманах. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/108757 (дата обращения: 14.03.2018)
4. Болучевская В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. Волгоград: ВолГМУ, 2010. 264 с.
5. Оберемко О. А. Волонтер или доброволец: элементарные объяснения для самоопределения // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 94–101.
6. Laurie N., Smith M. B. Unsettling geographies of volunteering and development // Transactions of the institute of british geographers. 2018. Vol. 43, Issue 1. P. 95–109.
7. Brown Leacey E., Strommen J. Training Younger Volunteers to Promote Technology Use Among Older Adults // Family & consumer sciences research journal. 2018. Vol. 46, Issue 3. P. 297–313.
8. Carlton S., Mills Colleen E. The Student Volunteer Army: a 'repeat emergent' emergency response organization // Disasters. 2017. Vol. 41, Issue 4. P. 764–772.
9. Breithaupt Andrew G., Thomas Kathleen C., Wong Connie S. Finding Common Ground: Exploring Undergraduate Student Volunteering as a Support for Parents of Children With Autism // Focus on autism and other developmental disabilities. 2017. Vol. 32, Issue 3. P. 229–239.
10. Saleh Ahmed M., Haider S., Signer D. Student volunteers as a supplementary workforce for an integrated ED HIV testing model with fourth-generation and point-of-care testing // American journal of emergency medicine. 2017. Vol. 35, Issue 1. P. 184–185.
11. Steiner J., Leinwander P. Using the health physics student volunteer program for a research project sponsored by the medical section of the health physics society // Health physics. 2016. Vol. 112, Issue 4. P. 352–356.
12. Клименских М. В., Ершова И. А., Виндекер О. С. Роль волонтерской деятельности в профессиональной подготовке студентов-психологов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2/2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21466 (дата обращения: 26.03.2018).
13. Палкин К. А. Состояние и перспективы изучения психологических детерминант волонтерской деятельности // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 4. С. 99–107.
14. Шевченко П. В. Социальная роль московского волонтерства // Социологические исследования. 2013. № 8. С. 60–71.
15. Санина М. К., Санин С. А. Педагогический потенциал волонтерской деятельности в формировании навыков межнационального взаимодействия и этнокультурной грамотности студентов // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 99–101.
16. Горлова Н. И. Формирование компетентностной модели стрессоустойчивости волонтеров // Волонтер. 2017. № 1 (21). С. 18–50.
17. Шлюбуль Е. Ю., Синельникова Н. А., Чашкова (Зайцева) О. Ю., Романова М. Л. Современные модели и методы диагностики просоциального поведения волонтеров // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 3 (133). С. 259–263.
18. Агеева Н. А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/01/9189 (дата обращения: 11.01.2018).
19. Агеева Н. А. Биоэтическое измерение инновационной деятельности // Инновации в науке. 2013. № 28. С. 199–203. 20. Агеева Н. А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология. 2014. № 4 (5). С. 5.
20. Крамская С. В. Роль воспитательного потенциала преподаваемых учебных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 40. С. 99–103.
Recensión
Para cita:
Kuznetsova A.A., Solovyeva N.A. DYNAMICS OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A STUDENT-VOLUNTEER IN THE PROCESS OF PROFESSIONALLY-ORIENTED VOLUNTEERING ACTIVITY. The Education and science journal. 2018;20(7):128-146. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-128-146