Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ СПО К ОСВОЕНИЮ НОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕОРИЕНТАЦИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-147-167

Полный текст:

Аннотация

Введение. В связи с кардинальными переменами, которые происходят в последнее десятилетия в мире профессий, переходом от монопрофессионализма к полипрофессионализму современному человеку нужно обладать способностью свободно ориентироваться на рынке труда, умением оперативно диверсифицировать содержание и качество своей профессиональной деятельности, а при необходимости радикально менять род занятий. Становятся иными и требования к педагогам профессиональной подготовки, призванным обеспечить качественное обучение и переобучение граждан в течение всей жизни.

Цель исследования, изложенного в данной статье, – выявление психологической готовности педагогов профессиональной школы к освоению новых видов деятельности в условиях профессиональной реориентации.

Методология и методики. Методологическую основу работы составили концептуальные положения личностно-ориентированного, субъектного, компетентностного и системного подходов к профессиональному обучению, а также теорий психологии способностей и организации непрерывного профессионального образования взрослых. В процессе изыскания применялись общенаучные методы – анализ, синтез, конкретизация и обобщение. На констатирующем этапе исследования в качестве ведущих методик использовались психолого-педагогическое наблюдение и анкетный опрос.

Результаты и научная новизна. Уточнены понятия «профессионализация», «профессиональное самоопределение» «транспрофессиональные компетенции» и «психолого-педагогическое содействие». Констатируется усиливающаяся на фоне непрестанно усложняющейся социокультурной и профессиональной среды потребность в педагогических кадрах, способных осуществлять непрерывную подготовку и переобучение рабочих и специалистов среднего звена для реального сектора экономики и социальной сферы в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями. С опорой на содержание научных источников составлен перечень системообразующих транспрофессиональных компетенций, обеспечивающих психологическую готовность педагогов профессиональной школы к новым видам деятельности. Описаны результаты диагностического анкетирования, участниками которого были не имеющие базового педагогического образования преподаватели и работники методических отделений профориентации различных колледжей Екатеринбурга и Новоуральска. На основе обработки полученных данных установлено, что педагоги, с одной стороны, понимают суть и задачи своей работы, с другой – не могут самостоятельно рефлексировать личные потребности в пересмотре собственной профессиональной позиции, чем, очевидно, объясняется использование ими устаревших и стереотипных способов и методов обучения. Сделаны выводы о том, что у большинства опрошенных преподавателей отсутствует способность к осуществлению сверхнормативной профессиональной деятельности, позволяющая выдерживать активную учебную нагрузку; значительная часть из них нуждается в приобретении дополнительных педагогических и транспрофессиональных компетенций.

Для исправления ситуации предлагается разработать комбинаторную технологию психолого-педагогического сопровождения педагогов профессиональной школы. Обозначены функционал данной технологии, ее задачи, структурные компоненты, возможные методы и предполагаемые эффекты от внедрения в практику системы СПО (среднего профессионального образования). 

Практическая значимость. Материалы публикации могут быть полезны руководителям, психологам и методистам организаций и подразделений системы СПО, занимающимся вопросами повышения педагогической квалификации. 

Об авторах

И. И. Хасанова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

кандидат педагогических наук, директор Института психолого-педагогического образования,

Екатеринбург



С. С. Котова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

кандидат педагогических наук, заместитель директора Института психолого-педагогического образования,

Екатеринбург



Список литературы

1. Черняев А. П., Лыкова Е. Н. Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. Москва: Экон-Информ, 2018. 230 с.

2. Гаязов А. С. Теория подготовки полифункционального специалиста нового типа / А. С. Гаязов и др. Уфа: БГПУ, 2011. 124 с.

3. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.

4. Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Избранные труды по психологии. Т. 2. Развитие и воспитание личности. С.-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 2007. 180 с.

5. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва: МПСИ, 2009. 312 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С.-Петербург: Питер, 2000. 712 с.

7. Зеер Э. Ф. Психолого-педагогическая платформа формирования транспрофессионализма педагога профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2017 № 6. С. 5–10.

8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. Москва: Академия, 2005. 226 с.

9. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2000. 226 с.

10. Tomlinson P. Psychological theory and pedagogical effectiveness: The learning promotion potential framework // British Journal of Educational Psychology. 2008. № 78 (4). Р. 507–526.

11. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Москва: Евразия, 2007. 224 с.

12. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57–65. 13. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва: Институт практической психологии, 2006. 296 с.

13. Малиновский В. П. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий // Российское экспертное обозрение. 2007. № 3 (21). С. 21–24.

14. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы» // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 387–399.

15. Кислов А. Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. 2018. № 1 (20). С. 54–74. DOI: 10. 17853/1994–5639–2018–1-54–74

16. Лазарева И. Н. Транспрофессиональные компетенции в иноязычном образовании: от идеи к технологии // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12/3. С. 517–520.

17. Хасанова И. И., Котова С. С. Возможности интерактивной профессиологической службы в профессиональном самоопределении личности // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 3 (7). С. 18–20.

18. Хасанова И. И., Котова С. С. Научно-методическое обеспечение сетевых ресурсных центров профориентационной работы: компетентностный аспект // Вестник учебно-методического объединения по профессиональнопедагогическому образованию. 2012. № 1 (46). С. 207–213.

19. Kotova S. S., Khasanova I. I., Dorozhkin E. M., Kondyurina I. M., Falaleeva S. S., Ryzhkova A. S. & Samoilova T. I. Formation of competences of students’ self-organization educational and professional activity in the context of implementation FSES of He 3+ // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. № 7 (9.2). Р. 153–168. Available from: http://www.mjltm.org/files/cd_papers/r_1000396_171019162925.pdf (дата обращения: 21.05.2018)

20. Saitbaeva E. R. A phenomenon of self-determination of the pedagogueprofessional and his educational support // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. № 17 (3). Р. 287–291.

21. Patillon T.-V., Lhotellier L., Pelayo F., Loarer E., Bernaud J.-L. Meaning of life, fulfillment at work, and career counseling: An innovative approach in guiding adults // Orientation Scolaire et Professionnelle. 2015. № 44 (4). Р. 1–17.

22. Жураковская В. М. Проектирование педагогических технологий комбинаторного типа // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 89–92.


Для цитирования:


Хасанова И.И., Котова С.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ СПО К ОСВОЕНИЮ НОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕОРИЕНТАЦИИ. Образование и наука. 2018;20(7):147-167. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-147-167

For citation:


Khasanova I.I., Kotova S.S. PSYCHOLOGICAL READINESS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS FOR MASTERING NEW ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL REORIENTATION. The Education and science journal. 2018;20(7):147-167. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-147-167

Просмотров: 241


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)