Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-168-187

Полный текст:

Аннотация

Введение. Профессиональное самоопределение в настоящее время признается значимой составляющей образования. В быстро меняющемся постиндустриальном обществе оно превращается в непрерывный процесс выстраивания индивидом, исходя из имеющихся личных возможностей и потребностей, своей профессиональной траектории. Для повышения результативности данного процесса человеку, особенно только собирающемуся вступать во взрослую жизнь, требуется содействие не только в выборе профессии, но и в поиске ресурсов для разработки и реализации адекватного реалиям собственного образовательно-профессионального сценария, а также в обучении самостоятельному использованию этих ресурсов. В связи с этим одними из главных задач школы становятся оказание поддержки обучающимся в профессиональном самоопределении и помощи в поэтапном принятии решений о продолжении образования и дальнейшей профессионализации.

Цель представленного в статье социологического исследования – оценка состояния психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в современной российской общеобразовательной школе.

Методология и методы. Методологической базой работы послужила совокупность компетентностного, практико-ориентированного и субъектного подходов, с позиций которых профессиональное самоопределение рассматривается как междисциплинарное непрерывное социальное явление. Теоретическая часть изыскания осуществлялась с опорой на «Концепцию сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования». Ведущими методами практической части исследования были очный и дистанционный анкетные опросы учителей и родителей. Полученные данные обрабатывались методами математической статистики с помощью программы «Vortex», предназначенной для анализа социологической и маркетинговой информации.

Результаты и научная новизна. Констатируется, что система школьного образования перестала справляться со своей профориентационной функцией. На основе обзора научных и социологических источников указаны проблемы, не позволяющие оптимизировать профориентационную работу на уровне школы. Изучены мнения учителей и родителей школьников г. Екатеринбурга по поводу организации процесса сопровождения профессионального самоопределения детей и подростков и степень участия респондентов в этом процессе. Установлено, что большинство педагогов и родителей считает, что профориентационные мероприятия следует регулярно проводить начиная с 7–8-х классов. Подавляющее число участников опросов полагает приобретение знаний о мире профессий и навыков, находящихся вне рамок обязательной образовательной программы, дополнительной, но необходимой нагрузкой для наиболее полной самореализации ребенка в будущем. Выявлены и ранжированы, с точки зрения родителей, самые популярные среди школьников профессии. Проанализированы данные респондентами оценки вклада в профессиональное самоопределение учащихся дополнительного профессионального образования, занятий общественно-полезным трудом и волонтерством. Обозначены факторы и предпосылки эффективной профориентационной работы. В частности, утверждается, что она может быть успешной лишь в том случае, если родители обучающихся являются ее полноправными субъектами.

Практическая значимость. Материалы публикации, выводы авторов и сформулированные ими рекомендации могут быть использованы для совершенствования профориентационной работы среди подростков и учащейся молодежи. 

Об авторах

Т. И. Касьянова
Уральский федеральный университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного муниципального управления,

Екатеринбург



А. В. Мальцев
Уральский федеральный университет
Россия

кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии департамента психологии,

Екатеринбург



Д. В. Шкурин
Уральский федеральный университет
Россия

кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии, департамента социологии и политологии,

Екатеринбург



Список литературы

1. Чистякова С. Н. Цель Концепции определена верно // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 10. С. 11–13.

2. Блинов В. И., Сергеев И. С. и др. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Москва: Перо, 2014. 38 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стереотип. Москва: Академия, 2010. 304 с.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. 336 с.

5. Воронин В. М., Наседкина З. А. Психология и педагогика: учебное пособие. Екатеринбург: УрГУПС, 2004. 512 с.

6. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. Москва: Академия, 2013. 496 с.

7. Zhou X. L., Li X. X., Gao Y. M. Career Guidance and Counseling in Shanghai, China: 1977 to 2015 // Career Development Quarterly. 2016. Vol. 64. № 3. P. 203–215.

8. Lee B., Porfeli E. J., Hirschi A. Between and within-person level motivational precursors associated with career exploration // Journal of Vocational Behavior. 2016. Vol. 64. P. 125–134.

9. Liu J. W., McMahon M., Watson M. Childhood Career Development in Mainland China: A Research and Practice Agenda // Career Development Quarterly. 2014. Vol. 62. № 3. P. 268–279.

10. Draaisma A., Meijers F., Kuijpers M. Towards a strong career learning environment: results from a Dutch longitudinal study // British Journal of Guidance & Counselling. 2017. Vol. 45. № 2. P. 165–177.

11. Den Boer P., Hoeve A. A routine perspective on implementing reflective career conversations in education // British Journal of Guidance & Counselling. 2017. Vol. 45. № 2. P. 178–187.

12. Kuijpers M., Meijers F. Professionalising teachers in career dialogue: an effect study // British Journal of Guidance & Counselling. 2017. Vol. 45. № 2. P. 83–96.

13. Bubic A., Ivanisevic K. The Role of Emotional Stability and Competence in Young Adolescents' Career Judgments // Journal of Career Development. 2016. Vol. 43. № 6. P. 498–511.

14. Lee B., Porfeli E. J. Youths' socialization to work and school within the family // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2015. Vol. 15. № 2. P. 145–162.

15. Пряжникова Е. Ю., Егоренко Т. А. Проблемы профессионального становления личности // Современная зарубежная психология, 2012. № 2. С. 111–122 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/jmfp (дата обращения: 20.05.2018).

16. Permiakova M., Berzin B., Ershova I., Vindeker O., Maltsev A. The socio-psychological well-being of teachers 25 years later / Proceedings of INTED 2017. P. 1813–1820. (11th International Technology, Education and Development Conference, 6th-8th March 2017, Valencia, Spain). ISBN: 978–84–617–8491–2

17. Онипко А. А. Противоречия самоопределения современных школьников // Социологические науки, 2011. № 7 (15). С. 125–129.

18. Тужилкин А. Ю. Пути оптимизации профориентационной работы с обучающимися в общеобразовательном учреждении в условиях введения ФГОС // Материалы II Международного совещания «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии», 12–13 ноября 2013 г., Москва, 2013. С. 62–65.

19. Тужилкин А. Ю., Носкова Л. П., Тузикова И. В. Организационно-педагогическое сопровождение профориентационной работы со школьниками с использованием потенциала различных практик. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. 28 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/10/Tujilkin.pdf

20. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. Москва: Институт социологии РАН, 2010. 230 с.

21. Kasyanova T., Maltsev A., Zubova L. Experience of Training of teachers of schools and Universities on Career Counseling / Innovative and Creative Education and Technology International Conference (ICETIC) 21st – 23rd June 2017 Badajoz, Spain. P. 210–213. ISBN: 978–84–16989–78–2


Для цитирования:


Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Шкурин Д.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА. Образование и наука. 2018;20(7):168-187. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-168-187

For citation:


Kasyanova T.I., Maltsev A.V., Shkurin D.V. HIGH SCHOOL STUDENTS’ PROFESSIONAL SELFDETERMINATION AS A SOCIAL PROBLEM. The Education and science journal. 2018;20(7):168-187. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-168-187

Просмотров: 226


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)