Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Исследование тенденций и перспектив модернизации образования: герменевтический подход

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-9-9-34

Полный текст:

Аннотация

ВведениеРоссийское образование уже два десятилетия находится в состоянии перманентного реформирования. В комплексе причин затяжной и малопродуктивной модернизации авторы особое внимание уделяют системообразующим факторам, утверждая, что в настоящее время процессы оптимизации системы ориентированы преимущественно на организационно-технологические модели, скопированные из сферы производства. Преобладание технологической составляющей над ценностно-смысловой оборачивается упрочением прагматичного, узкофункционального, технократического вектора развития образования. Чтобы переломить ситуацию и изменить этот тупиковый для социума вектор, требуется глубинное аксиологическое переосмысление механизмов реформирования, которое должно проводиться с учетом всесторонних связей личности и общества, национального и общечеловеческого опыта, единства содержания, форм и средств обучения и воспитания.

Цели изложенного в публикации исследования – обсуждение современных тенденций модернизации общеобразовательной и высшей школы; обоснование гуманитарных механизмов совершенствования образовательных процессов в контексте языкового образования, которое в условиях идейного плюрализма и противостояния ценностных систем выполняет личностноразвивающие и социализирующие функции.

Методология и методы. Работа проводилась с опорой на взаимодополняющие друг друга деятельностно-личностный подход, положения культурноисторической концепции, идеи философской герменевтики и традиционные принципы методологии педагогики. Теоретической базой исследования являлись научные труды отечественных и зарубежных ученых, в том числе философские изыскания, в которых показана ключевая роль в образовании гуманитарных начал и ценностных ориентаций. Использовались классические исследовательские методы – сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, конкретизация, структурно-логическое моделирование, а также контент-анализ документов и научных публикаций, наблюдение, анкетирование, экспертная оценка и опытная работа. Из инструментального арсенала неклассических методов и приемов исследования применялись метафорическое моделирование, биографический метод, интерпретационные техники.

Результаты и научная новизна. Рассмотрены модернизационные процессы в российском образовании: нормативная база, цели, приоритеты, проблемы и перспективы. Выдвинут тезис о том, что на новом витке социально-исторических трансформаций необходимо преодоление отрицательных эффектов многолетней практики реформирования национальной образовательной системы посредством развития сложившихся в ней традиций, актуализации гуманитарного потенциала обучения и воспитания, его ценностно-смыслового обогащения. В качестве возможного продуктивного средства и методологического инструментария предлагается педагогическая герменевтика, подразумевающая эвристическое и поливариативное познание действительности через обучение пониманию и интерпретации разножанровых культурных текстов с одновременной опорой на общественный и индивидуальный, рациональный и эмоционально-чувственный опыт, накопленный в науке, религии, искусстве, языке, народных традициях – культуре в целом. Доказывается, что языковое образование, базирующееся на принципах педагогической герменевтики, способно запустить гуманитарные механизмы личностно-деятельностного освоения социальных норм и культурных образцов. Представлены некоторые варианты авторских моделей реализации герменевтического подхода: кратко описаны сконструированные педагогами-исследователями разнообразные, прошедшие опытно-экспериментальную апробацию методики, технологии и процедуры обучения и воспитания, ориентированные на достижение соответствия качества образовательных результатов гуманитарным запросам и насущным потребностям социума.

Практическая значимостьИспользование герменевтических технологий как процессуально-инструментальной основы образования позволяет декодировать знаково-семиотическую информацию учебных предметов, наполнять ее, используя метаязык, личностным ценностным смыслом и диалогической субъектностью и трансформировать в личностный знаково-символический или поведенческий текст. Приобретение языкового опыта в процессе гуманитарно ориентированного образования повышает иммунитет обучающегося к разнообразным проявлениям обезличенности, нивелирования индивидуальности и манипулирования сознанием – в частности, в политических и идеологических процессах, массовых формах коммуникации, в том числе сетевых, препятствует деформации коммуникативной сферы и речемыслительных процессов и позволяет достичь личностной самореализации.

Об авторах

А. Ф. Закирова
Тюменский государственный университет
Россия

Закирова Альфия Фагаловна – доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Т

Тюмень



Е. Н. Володина
Тюменский областной государственный институт развития регионального образования
Россия

Володина Елена Николаевна – кандидат филологических наук, доцент

Тюмень



Список литературы

1. Аванесов В. С. Проблема модернизации образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://iedtech.ru/files/journal/2011/1/modernization-education-problems.pdf (дата: обращения 20.05.2018).

2. Лебедев О. Е. Восемь проблем модернизации содержания школьного образования. Москва, 2000.

3. Закирова А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: монография. Тюмень: ТюмГУ, 2001. 152 с.

4. Закирова А. Ф. Входя в герменевтический круг… Концепция педагогической герменевтики: монография. Москва: Владос, 2011. 272 с.

5. Богуславский М. В. Стратегии модернизации российского образования XX века: теоретико-методологические подходы к исследованию // Проблемы современного образования. 2013. № 4. С. 5–20.

6. Муходадаев М. О. Политика модернизации отечественного образования: особенности и противоречия // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 10 (56). С. 137–149.

7. Афанасьев Ю. Н. Гуманитарная природа образования (единство двух образовательных моделей) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.yuri-afanasiev.ru/gum_obr.htm (дата обращения: 20.05.2018).

8. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. 4-е изд., стереотип. Москва: Едиториал УРСС, 2004. 264 с.

9. Володина Е. Н. Метаязык как педагогический феномен и его роль в языковом развитии личности в школе // Образование и наука. 2015. № 4 (123). С. 114–130.

10. Володина Е. Н., Закирова А. Ф. Теоретико-методологические основы и педагогические механизмы формирования языкового опыта личности в системе общего образования // Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. 2017. Т. 3. № 3. С. 233–248.

11. Закирова А. Ф. Основы педагогической герменевтики: авторский курс лекций. Тюмень: ТюмГУ, 2011. 324 с.

12. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. О нормативном регулировании и формировании методологической культуры педагогов-исследователей // Образование и наука. 2013. № 5 (104). С. 3–16.

13. Закирова А. Ф. Методы педагогической герменевтики как средство гуманитаризации педагогического знания // Образование и наука. 2009. № 1 (58) С. 3–13.

14. Закирова А. Ф. Формирование исследовательской деятельности педагога в контексте идей педагогической герменевтики // Практико-ориентированная подготовка педагогов-исследователей в системе профессионального образования. Тюмень: ТюмГУ, 2016. С. 23–30.

15. Мальцева С. С. Гуманитаризация профильной школы: образовательный потенциал семиотических практик // Образование и наука. 2008. № 5 (53). С. 91–98.

16. Обласова Т. В. Развитие учебно-информационных умений школьников: монография. Тюмень: ТюмГУ, 2012. 192 с.

17. Шулер И. В. Реализация развивающего потенциала чтения в условиях современной информационной среды в процессе обучения студентов вуза // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 5. С. 50–57.

18. Шулер И. В. Психолого-педагогические механизмы развития читательской культуры личности в процессе обучения в вузе // Образование и наука. 2011. № 8 (87). С. 131–145.

19. Семенова Л. А. Формирование российской национальной идентичности студентов вуза посредством культурно-исторических идентифицирующих маркеров // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. Т. 1 (1). С. 205–2012.

20. Володина Е. Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации общего образования: теория и практика: монография. Москва: ФЛИНТА, 2016. 247 с.

21. The Educational Psychology of Creativity / ed. by John C. Houtz. New Jersey: Hampton Press, Inc., 2003. 268 p.

22. Feinstein J. S. The nature of creative development. Stanford, CA: Stanford University Press, 2006. 470 p.


Для цитирования:


Закирова А.Ф., Володина Е.Н. Исследование тенденций и перспектив модернизации образования: герменевтический подход. Образование и наука. 2018;20(9):9-34. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-9-9-34

For citation:


Zakirova A.F., Volodina Y.N. Trends and Prospects in Educational Modernisation: A Hermeneutic Approach. The Education and science journal. 2018;20(9):9-34. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-9-9-34

Просмотров: 222


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)