Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Трудовое воспитание и профессиональное обучение в Германии: краткий исторический обзор

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-9-56-74

Аннотация

Введение. Исторический экскурс зачастую бывает весьма полезен при поиске ответов на злободневные вопросы. Изучение чужого опыта также может помочь справиться с отдельными актуальными проблемами. Одной из таких проблем, стоящих перед современным российским профессиональным образованием, является восстановление и закрепление его практикоориентированности путем отбора оптимального содержания воспитания молодежи в процессе подготовки к трудовой деятельности. Обширный материал в этом плане накоплен за несколько последних столетий в Германии.

Цель статьи – выявление причинно-следственных связей смены приоритетов в процессе развития немецкой профессиональной педагогики на протяжении XVIII – начала XX в.

Методология и методыВ качестве основного методологического инструментария были задействованы системный и компаративный подходы к решению исследовательских задач. Ведущим методом представленной в публикации работы был сравнительно-ретроспективный анализ, позволивший сопоставить различные научные источники информации. Кроме того, применялись методы целеполагания и формализации ожидаемых результатов; контент-анализ и систематизация документов и иной историко-педагогической информации, при отборе которой ввиду ее обширности соблюдался принцип необходимости и достаточности – сокращения избыточных сведений при сохранении полноты фактов для дальнейшего их использования.

Результаты и научная новизна. Определены этапы становления и развития трудовой школы в соответствии с идеями, выдвигаемыми немецкими учеными, и образовательной практикой, принятой в Германии в рассматриваемый исторический период. Охарактеризованы основные направления обучения через деятельность: филантропизм, мануализм, профессионализм, активизм. Продемонстрировано влияние социально-экономических условий на формирование и трансформацию различных концепций воспитания и обучения, константой которых, несмотря ни на что, оставалось сочетание фундаментальной и прикладной составляющих профессиональной подготовки. Показана преемственность педагогической теории и практики с прошлым современной системы профессионального образования ФРГ.

Практическая значимостьВыводы, полученные в результате предпринятого ретроспективного изыскания, осуществленного российско-германской группой исследователей, могут быть востребованы при разработке и внедрении гибких, адаптивных практикоориентированных образовательных программ в российском профессиональном образовании.

Об авторах

Е. Ю. Есенина
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Россия

Есенина Екатерина Юрьевна – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций 

Москва



Л. Н. Куртеева
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Россия

Куртеева Лариса Надировна – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций

Москва



С. А. Осадчева
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Россия

Осадчева Светлана Анатольевна – заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций 

Москва



А. И. Сатдыков
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Россия

Сатдыков Айрат Илдарович – заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций 

Москва



Х. Кресс
Федеральный институт профессионального образования ФРГ
Германия

Кресс Ханнелоре Хильдегард – кандидат экономических наук, старший научный сотрудник 

Бонн



Список литературы

1. Бим-Бад Б. М. История государственной школы в Германии (XVIII –первая треть XX в.) // Исторический журнал. 2015. № 1. С. 140–150.

2. Соловьев Г. Г. и др. Социальная педагогика в Германии (XX век) / под ред. Г. Г. Соловьева. Ижевск: Удмуртский государственный университет. 2016. 75 с.

3. Образцова Л. В. Школа Германии (Историко-педагогический генезис и современное состояние народного образования в Германии). Марбург: Макаренко-Реферат, 2000. 257 с.

4. Есенина Е. Ю. Дуальное обучение: возможности, ограничения, условия и практика использования // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 8. С. 16–18.

5. Есенина Е. Ю., Кресс Х. Подготовка педагогических кадров профессионального образования (результаты российско-немецкого сотрудничества // Образование и наука. 2017. № 5. С. 98–119.

6. Васильева З. И. и др. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / под ред. З. И. Васильевой. Москва, 2009. 413 с.

7. Пискунов А. И. и др. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / под ред. А. И. Пискунова. Москва, 2009. 512 с.

8. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. Москва, 2008.

9. Гребенников А. Д. Высшее образование в Германии. Москва, 2011.220 c.

10. Hackel M., Mpangara M. The training occupation as the basis for life-long learning in the employment biography // BWP Special Edition. VET Trends. 2018. № 2. P. 26–30.

11. Esser F. H. Issues for the future of vocational education and training // BWP Special Edition. VET Trends. 2018. № 2. P. 23–25.

12. Mottweiler H. Is vocational education and training becoming obsolete? // BWP magazine. Support through programmes. 2018. № 5. P. 24–28.

13. Schulte S. Workand Learning Tasks as a Central Element of a Workprocess Oriented Curriculum // TVET@Asia. 2018. Issue 11. P. 1–22. Available from: http://www.tvetonline.asia/issue11/schulte_tvet11.pdf (дата обращения: 11.09.2018)

14. Dehnbostel P., Schroder T. Work-based and Work-related Learning – Models and Learning Concepts // TVET@Asia. 2017. Issue 9. P. 1–16. Availablefrom: http://www.tvet-online.asia/issue9/dehnbostel_schroeder_tvet9.pdf (дата обращения: 11.09.2018)

15. Бахман Х-Г., Бранс П., Абдингхофф Х., Шлаф А. Промышленный механик: методические рекомендации по использованию регламента обучения по специальностям и профессиям в сфере металлообработки. Москва; Бонн: ФИРО; BIBB. 2015. 51 с.

16. Хартель М., Купфер Ф., Есенина Е. Ю. Дуальная система обучения. Русско-немецкий словарь-справочник. Федеральный институт профессионального образования Германии. Бонн, 2014. 60 с.

17. Есенина Е. Ю. Профессиональное образование и сфера труда: грани сближения (зарубежный опыт) // Наука и школа. 2013. № 5. С. 33–34.

18. Шерр И. Германия. История цивилизации за 2000 лет: в 2 т. Минск: Минская фабрика цветной печати. 2005. 544 с.

19. Blinov V. I., Esenina E. Yu., Klink O. F., Sergeev I. S., Faktorovich A. A. Learning guidance for TVET teachers of the future // Science and Education: materials of the XIII international research and practice conference. Munich, November 2nd – 3rd, 2016. Publishing office Vela Verlag Waldkraiburg. Munich, Germany. P. 228–230.

20. Hensen R. F., Hippach-Schneider U. VET in Europe – Country Report Germany, 10th ed. Bonn: BIBB, 2012. 119 p.


Рецензия

Для цитирования:


Есенина Е.Ю., Куртеева Л.Н., Осадчева С.А., Сатдыков А.И., Кресс Х. Трудовое воспитание и профессиональное обучение в Германии: краткий исторический обзор. Образование и наука. 2018;20(9):56-74. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-9-56-74

For citation:


Esenina E.Yu., Kurteeva L.N., Osadcheva S.A., Satdykov A.I., Kress H. Labour Education and Vocational Training in Germany: A Brief Historical Review. The Education and science journal. 2018;20(9):56-74. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-9-56-74

Просмотров: 2144


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)