Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Научный  журнал «Образование и наука»

Целью научного журнала «Образование и наука» является объективное представление результатов фундаментальных и прикладных исследований в сфере наук об образовании, организация научных дискуссий по педагогическим и психологическим проблемам развития образования в России и странах дальнего и ближнего зарубежья.
Журнал основан в  1999  году на базе Уральского отделения Российской академии образования. С февраля  2012 г. издателем и распространителем журнала является Российской государственный профессионально-педагогический университет.
Тематика журнала: журнал осуществляет публикацию результатов исследований актуальных психолого-педагогических проблем в сфере отечественного и зарубежного образования.

Основные тематические направления журнала:

  • Методология образования 
  • Общая педагогика, история педагогики и образования
  • Теория и методика обучения и воспитания.
  • Теория и методика физического воспитания, оздоровительной и адаптивной физической культуры
  • Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
  • Теория и методика профессионального образования
  • Педагогическая психология
  • Психология развития, акмеология

Целевая аудитория: сообщество исследователей психолого-педагогических проблем развития образовательных систем (научные и научно-педагогические работники, представители органов управления системами образования разного уровня, соискатели ученых степеней, студенты и магистранты).

Миссией журнала является поддержание единого информационного пространства в сфере наук об образовании, продвижение результатов фундаментальных и прикладных психолого-педагогических исследований и разработок в практику образования.

Основополагающие направления деятельности журнала:

  • всестороннее, объективное, оперативное и независимое информирование целевой аудитории о результатах актуальных исследований в сфере наук об образовании;
  • обеспечение дискуссионных коммуникаций профессионального сообщества

Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами научности, объективности, профессионализма, информационной поддержки наиболее значимых профильных исследований и соблюдения норм издательской этики.

Научное направление издания по отраслям наук: 

  • Педагогические науки (13.00.00)
  • Психологические науки (19.00.00)

В журнале может быть опубликован любой автор, независимо от места проживания, национальности и наличия ученой степени, представивший ранее не опубликованный материал, не предназначенный к одновременной публикации в других изданиях.

Прием статей для публикации в журнале осуществляется в постоянном режиме.

Сведения о месте издания в рейтинге SCIENCE INDEX представлены на сайте Электронной научной библиотеки РФ  http://elibrary.ru/title_profile.asp?id=9597www.elibrary.ru , Раздел «Тематический рубрикатор», подраздел 14.00.00. Журнал «Образование и наука»)

Журнал имеет международный стандартный сериальный номер периодических печатных изданий ISSN 1994-5639. На основании договора с Научной электронной библиотекой полнотекстовые материалы журнала с 2003 г. обрабатываются в базе РИНЦ. 

Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Журнал включен в European Reference Index for the Humanities and Social Sciences (ERIH PLUS). Журнал включен в специализированную реферативную базу данных Scopus (J 521). Журнал включен в Emerging Sources Citation Index (WOS), Clarivate analitycs.

Текущий выпуск

Том 22, № 8 (2020)
Скачать выпуск PDF

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

11-40 88
Аннотация

Введение. Диагностичная образовательная цель – важ-нейшее условие успешности реализации любой педагогической технологии, но все попытки ввести общие диагностичные цели в систему образования заканчиваются неудачей: главной целью в этом случае становятся не сущностные новообразования, а достижение формальных показателей. В статье проанализировано явление «деградации образовательной цели», актуализирован вопрос о целесообразности стремления к диагностичной оценке каче-ства образования. Рассмотрены основные стратегии формулирования диагностичных целей образования, сделан прогноз дальнейшего развития этого процесса в условиях глобальной цифровизации, принципиально трансформирующей не только процедуры, но и саму суть диагностики образовательных результатов.

Цель исследования – обсуждение проблемы постановки диагностичных целей образования и возможных путей ее решения.

Методология и методики исследования. Методология базируется на положениях синергетики. Применялись теоретические методы: анализ публикаций, нормативных документов и образовательных программ школьного и вузовского уровней. Эмпирические данные были получены путем анкетирования учителей и преподавателей российских вузов, а также на основе личного опыта авторов. В опросе приняли участие 102 учителя физики преимущественно из Екатеринбурга и Свердловской области и 131 преподаватель из восьми педагогических вузов и Уральского федерального университета.

Результаты и научная новизна. Приведены примеры деградации диагностичной цели, проявляющейся в перенаправлении деятельности на достижение формальных показателей, в масштабах национальной системы образования. Деформация образовательных целей объясняется разделением функций между контролерами и исполнителями – педагогами, при котором педагоги утрачивают свою субъектность.

Выделены ключевые факторы, принципиально ограничивающие абсолютизацию значимости диагностичных целей образования, предложены способы избегания отрицательных побочных эффектов в случае реализации этих целей, указаны возможные границы, за которые распространять тре-бование постановки диагностичных целей нецелесообразно.

Рассмотрены две применяемые стратегии выбора диагностичных целей. Первая заключается в определении большого количества частных целей, вторая – в постановке одной общей цели. Показано, что ни одна из стратегий не приводит к желательному результату и что формально оцениваемое качество образования не связано с жизненным успехом человека и экономическим развитием страны.

Возможное решение: отказаться от попыток сформулировать единую исчерпывающую диагностичную методику оценки мифического качества образования; предъявлять единые требования исключительно к созданию благоприятных условий для субъектов образования; использовать современные цифровые возможности, например технологию «цифровых образовательных двойников» для оптимизации образовательных стратегий, направленных на достижение жизненного успеха каждым обучающимся.

Практическая значимость. Представленные оценки и выводы создают методологические предпосылки для развертывания дискуссии о роли диагностичных образовательных целей и целесообразности их мониторинга. Предложения по решению проблемы будут полезны при разработке федеральных государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ на всех уровнях образования.

Мы надеемся, что наши заключения инициируют перенаправление деятельности исследователей и работников управления образованием на создание благоприятных условий для субъектов образования вместо конструирования «прокрустова ложа» для образования в виде оторванных от реальности диагностичных целей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

40-74 61
Аннотация

Введение. Университеты во всем мире придают большое значение приобретению студентами навыков самоуправления в период вузовского обучения. Многие исследования доказали, что эти навыки играют важную роль в личностном развитии и повышении академической компетентности. Одними из наиболее значимых считаются также навыки общения и мышления, поэтому овладение ими предусмотрено в содержании учебных программ практически во всех университетах Саудовской Аравии. Этот процесс включает теоретические и практические аспекты и направлен на то, чтобы дать студентам знания, необходимые для общения с другими людьми, использования инновационных технологий и развития способностей к позитивному мышлению и решению проблем.

Цель настоящего исследования – оценить, как влияет вырабатывание практических навыков общения и мышления на развитие навыков самоуправления у студентов мужского и женского пола подготовительного года Северного пограничного университета (Арар, Саудовская Аравия).

Методология и методы исследования. В ходе исследования был использован метод анкетирования. В опросе приняли участие 400 студентов восьми факультетов Северного пограничного университета (по 200 человек мужского и женского пола). Сравнение взглядов юношей и девушек осуществлялось с помощью tкритерия Стьюдента. Гипотезы исследования были проверены, полученные данные статистически обработаны.

Результаты. Результаты опроса указывают на существенную разницу во взглядах обучающихся мужского и женского пола на влияние коммуникативных и мыслительных навыков. Юноши назвали более существенные аспекты, отметив значимость этих навыков для саморазвития, расширения круга общения и обретения способности к командной работе. По мнению девушек, наличие навыков общения и мышления положительно сказывается на умении решать проблемы, умственных способностях, интеллектуальном развитии, творческом мышлении, практической деятельности.

Научная новизна.  Исследование подтвердило важность академических программ, направленных на саморазвитие студентов, а также востребованность программ обучения, которые позволяют справиться с вызовами эпохи технологий и дистанционного взаимодействия. В дополнение к обучающим программам, способствующим формированию позитивного мышления в свете стоящих перед миром проблем терроризма, экстремистской идеологии и расизма, данное исследование является важным шагом на пути к вырабатыванию навыков саморазвития в области коммуникаций и мышления у студентов подготовительного года.

Практическая значимость. Авторами сформулированы рекомендации по реформированию системы конкретных образовательных услуг, повышению их качества за счет максимально быстрого, синхронного внедрения технологических инноваций и современного оборудования, а также поддержки компетенций учителей на должном уровне. Важность развития медиаобразования, которое становится обязательным в современном мире и всё больше влияет на формирование личности, культуры и общества, актуализирует необходимость создания академических программ для подготовки в университетах квалифицированных преподавателей в названной области, особенно для стран, которые не имеют должного опыта обучения. В статье обозначены пути дальнейших исследований в этом направлении.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

75-107 48
Аннотация

Введение. Современные технологии приводят к появлению новых видов производства и трансформации старых, что нередко влечет за собой потерю представителями старшего поколения работы, дохода и статуса и обусловливает кризис утраты профессии. Все эти факторы определяют необходимость изучения особенностей профессионального развития в старшем возрасте.

Цель публикации рассмотрение психологических особенностей профессионального развития в период поздней зрелости.

Методология, методы и методики. Смыслообразующей установкой методологии исследования выступил субъектный подход, рассматривающий человека как активного субъекта труда, способного успешно и эффективно реализовывать различные виды профессиональной деятельности, таким образом обеспечивая достойный уровень жизни. Для оценки уровня внутренней и внешней мотивации применялся стандартизированный опросник К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» в модификации А. А. Реана, для определения уровня качества жизни – «Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни». Параметры профессионального развития оценивались при помощи анкеты с вопросами закрытого типа – адаптированной методики «Анкета работающего пенсионера» Н. С. Глуханюк и Т. Б. Сергеевой. В исследовании приняли участие 77 профессионалов в возрасте от 50 до 74 лет, из них 19 мужчин и 58 женщин. Для статистического анализа полученных данных использовались критерий Манна – Уитни (U) и критерий Спирмена, а также факторный анализ по методу максимального правдоподобия.

Результаты. Сравнение мотивации респондентов разного возраста обнаружило, что у работников старше 60 лет более выражен мотив стабильности и условий работы, чем у 50–60-летних сотрудников. Значения показателей качества жизни оказались связаны с профессиональным стажем: проработавшие более 30 лет сотрудники выше оценивают состояние своего физического и психического здоровья и жизненного благополучия, чем сотрудники, имеющие стаж от 21 до 30 лет. Корреляционный анализ подтвердил гипотезу исследования о связи качества жизни и трудовой мотивации с характеристиками профессионального развития. Верным оказалось и предположение о том, что качество жизни в период поздней зрелости зависит от способности преодолевать возникающие на рабочем месте трудности. В результате факторного анализа были выделены факторы психологической готовности к наставничеству («Потребность в наставничестве», «Выгоды наставничества», «Влияние наставничества на основную работу», «Минусы наставничества»), самооценки трудовой деятельности («Социальный аспект», «Профессиональный аспект», «Продолжение трудовой деятельности», «Востребованность на рынке труда») и психологических трудностей («Возрастные изменения», «Влияние опыта», «Психофизиологические трудности», «Когнитивные изменения») в период поздней зрелости.

Научная новизна. Впервые в возрастной психологии обсуждается вопрос о взаимосвязи мотивации и качества жизни в старшем возрасте; анализируются факторы профессионального развития; установлено, что наиболее значимой характеристикой качества жизни для профессионального развития является окружающая среда. Результаты исследования доказывают правомерность рассмотрения поздней взрослости как возраста развития, содержащего необходимые психологические ресурсы для преодоления возрастных изменений и реализации себя в профессиональной деятельности.

Практическая значимость. Полученные данные имеют важное значение для разработки стратегии профессионального развития в старшем возрасте, которая позволит определить технологии психологического сопровождения сотрудников, повышения производительности труда и снижения профессионального травматизма. С учетом специфики мотивации профессиональной деятельности представителей старшего поколения и характеристик качества их жизни могут быть разработаны программы преодоления кризиса утраты профессии.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

108-134 54
Аннотация

Введение. Цифровая трансформация общества неизбежно сопровождается множеством проблем и сложностей. В условиях всеохватывающего перехода деятельности в онлайн-формат важно проанализировать, как родители несовершеннолетних оценивают интернет-риски для своих детей и самих себя.

Цель исследования – выявление восприятия родителями основных тенденций и структурных особенностей интернет-зависимости детей.

Методология, методы и методики. Исследование опирается на результаты массового опроса. Опрос проводился в 2019 г. по многоступенчатой выборке, репрезентативной для взрослого населения Тюменской области по гендеру, возрасту, типу поселения. В статье реализован подробный социолого-статистический анализ рисков интернет-активности детей на основании самооценок всех опрошенных (с выделением социально-демографических групп), оценок рисков для детей, по мнению родителей. Структура подвыборки «Родители» по полу и типу поселения пропорциональна структуре основной выборки. В рубрику «Дети» вошли несовершеннолетние дети респондентов. Риск интернет-зависимости был включен в структуру 12 интернет-рисков и рассмотрен на основе 4 компонент (поведенческой, когнитивной, социальной и аффективной). В процессе анализа данных применялись оценки степени согласованности альфа Кронбаха, индексный метод, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, оценки по критерию согласия Пирсона χ2, F-критерий для сравнения средних, классификации случаев и метод триангуляции.

Результаты. Интернет-трансформацию общества можно считать свершившимся фактом, поскольку подавляющее число людей самых разных возрастов проводит в Сети несколько часов ежедневно. Каждый четвертый из опрошенных родителей отмечает, что его несовершеннолетние дети пользуются Интернетом от 3 до 4 часов в день. Амбивалентность отношения родителей к интернет-зависимости проявляется в высоких оценках ее риска для детей и молодежи «в целом» и существенно более низких – для своих детей, причем вне зависимости от того, сколько времени дети проводят в Интернете, есть ли у них друзья вне Сети. Родители четко артикулируют негативные коннотации «в общем» и дают весьма низкие оценки опасностей по направлениям, характеризующим поведение.

Научная новизна. В исследовательский дискурс введены новые эмпирические данные, которые классифицированы по интернет-поведению детей и их родителей, а также отношение последних к такому поведению. Выявлена важная для общества проблема: на фоне деклараций о рисках нефункционального (в ущерб личному общению, играм, движению и иным видам активности) использования Интернета детьми консенсус относительно признаков и опасностей интернет-зависимости в обществе не достигнут.

Практическая  значимость.  Доказывается  слабая  артикулированность и амбивалентность восприятия проблемы интернет-зависимости в российском обществе. Показана недостаточная осведомленность родителей по поводу ее опасности для детей.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

135-161 31
Аннотация

Введение. Совершенствование теории и практики современной школы диктует необходимость учета историко-педагогического наследия. Существует запрос на углубленное и непредвзятое рассмотрение отечественной истории воспитания и обучения. Поиск эффективных педагогических решений актуализирует обращение к историческому опыту российской педагогики, идеям и практикам классического образования, которые незаслуженно остаются вне поля зрения российских ученых и реформаторов современной отечественной школы.

Цель и основные вопросы исследования. Цель представленного исследования – изучение генезиса российской классической гимназии в первой четверти XIX в. Это попытка диалога с прошлым российского образования, вызванная намерением заглянуть в его будущее.

Исследовательская работа включала анализ вопросов, касающихся социальных и педагогических факторов, событий периода зарождения и развития российской гимназии как нового типа учебного заведения, сопоставление особенностей возникновения российской гимназии и аналогичных учебных заведений на Западе с учетом современных проблем отечественной школы и педагогики.

Гипотеза исследования состоит в научной аргументации оценок процесса зарождении российской классической гимназии в первой четверти XIX в. как качественно нового и важного феномена российского образования, существенно повлиявшего на дальнейшее развитие отечественной школы.

Методология, методы и методики исследования. Объектом исследования служила система образования в России первой четверти XIX в., предметом – классическое гимназическое образование указанного периода. Становление классической гимназии изучено с опорой на методологию истории педагогики и сравнительной педагогики. Были учтены основные методологические  принципы  историко-педагогической  науки  –  объективности, историзма, всесторонности и системности. В соответствии с методологией объективного позитивизма авторы стремились к научному осмыслению и обобщению обнаруженных фактов и феноменов. Формулировка научных представлений и суждений потребовала также обращения к философии релятивизма. Применение методологии сравнительной педагогики предусматривало прежде всего поиск сходства и различий, общего и особенного в опыте российской классической гимназии и средних учебных заведений классического образования Запада первой четверти XIX в.

При выборе методов исследования авторы прибегли к анализу презентативного круга документов. Были проанализированы более 20 ранее неопубликованных и малоизвестных источников из архивных фондов Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург), а также отечественные и зарубежные научные работы XIX – начала XXI в.

Результаты исследования. Впервые в целостном виде представлен генезис классической российской гимназии первой четверти XIX в.: учреждение гимназии по уставу 1804 г., вклад С. С. Уварова в создание классической гимназии и осуществленный им эксперимент в Санкт-Петербургской губернской гимназии 1811 г., учебный план гимназий 1819 г., официальная политика того времени как фактор развития классического образования. Осуществлено сопоставление генезиса российской классической гимназии и учреждений классического среднего образования на Западе первой четверти XIX в.

Результаты исследования показали, что изучаемый период оказался ключевым для становления классической российской дореволюционной гимназии. Это время ознаменовалось созданием в России нового сектора системы образования, что было созвучно европейским педагогическим тенденциям эпохи. Выявлены отход российской гимназии к концу первой четверти XIX в. от энциклопедического учебного плана начала столетия в сторону усиления классицизма, показаны общность и различия процессов ее становления и формирования полного общего образования в западных странах, особенно Пруссии.

Практическая и научная значимость. Намечены возможности актуализации опыта российского классического образования в современных условиях. Обращение к этому опыту позволяет успешнее решать не только конкретные проблемы возрожденных в современной России гимназий и гимназических классов, но и в целом осмысливать перспективы классического образования постиндустриальной эпохи.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

162-188 50
Аннотация

Введение. Актуальность исследования определяется необходимостью создания системы мер поддержки и развития института отцовства, формирования родительской компетентности, эффективных моделей отцовского поведения у современной молодежи и недостаточной изученностью данного феномена с психологических позиций. Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между потребностью современного общества в формировании ценностно-позитивного отношения к отцовству у студенческой молодежи и недостатком знаний о психологических факторах формирования представлений об отцовстве, родительских установок, мотивации родительства, принятия отцовской роли на этапе вхождения во взрослость.

Цель исследования – выявить взаимосвязь представлений современных студентов об отцовстве («идеальный отец», «Я – будущий отец») с их полом, возрастом и структурой ценностных ориентаций.

Методология и методики. Теоретико-методологическую основу работы составляют культурно-историческая теория развития психики и учение о психологическом возрасте Л. С. Выготского; возрастно-психологический подход к анализу психического развития в онтогенезе (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, О. А. Карабанова, Е. И. Захарова, Г. В. Бурменская и др.); учение об ориентировочной деятельности П. Я. Гальперина. Методы исследования включали теоретико-методологический анализ литературных источников; анкетирование; использование психодиагностических методик; математико-статистическую обработку данных.

Результаты. Описаны и сопоставлены содержание представлений об отцовстве у юношей и девушек в зависимости от структуры их ценностных ориентаций на разных этапах возрастного развития. С помощью дивизивной кластеризации эмпирической выборки определены три однородных кластера студентов: 1) с ориентацией на ценности профессиональной самореализации (193 чел., 17,8%); 2) с ориентацией на гностические и эстетические ценности (274 чел., 25,2%); 3) с ориентацией на ценности личной жизни (619 чел., 57%). Выявлена взаимосвязь представлений современных студентов об отцовстве («идеальный отец», «Я – будущий отец») с их полом, возрастом, структурой ценностных ориентаций. В основном образ идеального отца ограничивается набором отдельных личностных качеств, характеризуется фрагментарностью и неполнотой представлений, в некоторых случаях – когнитивными искажениями.

Научная новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязи представлений об отцовстве со структурой ценностных ориентаций юношей и девушек в юношеском возрасте и ранней зрелости.

Практическая  значимость.  Полученные  результаты  актуализируют значимость  и  необходимость  психолого-педагогического  сопровождения процесса семейного самоопределения студенческой молодежи, формирования полных и адекватных представлений об отцовстве, позволяющих развить его воспитательный потенциал, в условиях образовательной среды вуза.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

189-206 47
Аннотация

Введение. Проблема относительно малой доли женщин, профессионально занятых в компьютинге (информатике и информационных технологиях), актуальна во всем мире. Несмотря на то, что ITспециалисты широко востребованы, женщины во многих странах, включая США и Россию, составляют не более четверти от их общего количества. Одна из причин указанного явления, по мнению авторов чрезвычайно весомая, кроется в системе образования.

Цель данного исследования – анализ факторов, приводящих к гендерной диспропорции в IT-профессиях, с помощью сравнения опыта двух стран, в которых информационные технологии исторически играют важную роль и которые сильно отличаются друг от друга по многим параметрам – экономическим, политическим, системам образования и иным.

Методология исследования – сопоставление данных о школьном и университетском IT-образовании в США и России и степени вовлеченности женщин в этих странах в область компьютерных технологий.

Результаты работы. Показано, что и в США, и в России гендерные диспропорции в IT-отрасли формируются в значительной мере в образовательной среде. Их появлению способствуют также транслируемые масс-медиа социокультурные стереотипы о программировании как исключительно мужской профессии. Системе образования необходимо повышать уверенность девушек и молодых женщин в возможности реализации их способностей в сфере информатики и информационных технологий. Образовательные учреждения должны содействовать ликвидации негативного отношения к выбору девушками IT-профессий.

Научная новизна. Впервые выявлены общие факторы в сфере образования, влияющие на гендерные диспропорции среди IT-специалистов в США и России – странах с существенно разными традициями и системами образования.

Практическая значимость работы состоит в обосновании условий совершенствования школьного и университетского образования для решения проблемы гендерного неравенства в IT-отрасли.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.