Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Полисистемный анализ дисциплинированности курсантов военных вузов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-9-75-90

Полный текст:

Аннотация

Введение. В настоящее время в психологии остается недостаточно разработанной проблематика, связанная с таким личностным качеством, как дисциплинированность. Вместе с тем в практике военных вузов ощущается потребность в новых психологических знаниях о ее структуре и возможностях формирования.

Цель исследования, которому посвящена статья, – выявить полисистемные особенности дисциплинированности с учетом состава ее психологических компонентов и возникающих между ними отношений.

Методология и методики. В работе использовались положения полисистемного подхода и концепции «метаиндивидуального мира» (МИМ), которая доказывает гетерогенную природу личности. Основным диагностическим инструментом был оригинальный вопросник дисциплинированности, прошедший проверку на валидность и надежность. При обработке полученных результатов применялись методы конфирматорного факторного и сравнительного видов анализа.

Результаты и научная новизна. Впервые теоретически, логически и эмпирически установлено полисистемное устройство дисциплинированности. Описаны ее состав и структуры, изменяющиеся по полисистемному критерию. В состав дисциплинированности включены показатели «послушание с детства», «строгость к себе», «социальные мотивы», «ориентация на результат», «принятие ответственности на себя», «осмысленность». Согласно внутренним и внешним факторам, оказывающим влияние на дисциплинированность, выделены ее системы: социальная, самодисциплина и область их общего функционирования. Протестированы три модели: унитарная (без выделения систем дисциплинированности), дуальная параллельная (с независимыми системами социальной дисциплинированности и самодисциплинированности) и дуальная с пересечениями (композитная). Обосновано преимущество композитной модели в сравнении с двумя другими. Однако однофакторный, двухфакторный и трехфакторный анализ показал, что каждая из моделей обладает своими достоинствами и является значимой. Выяснено, что в разных моделях компоненты (показатели) дисциплинированности перераспределяются различным образом. Полученные результаты объясняются эффектами интеграции, подобными структурной изомерии: одни и те же компоненты дисциплинированности могут входить в структуры не одной, а нескольких ее систем. На этом основании выдвинута идея о латентных факторах, переключающих компоненты дисциплины с одних систем на другие.

Практическая значимость. Материалы публикации имеют практическую ценность для конкретизации путей становления и укрепления дисциплинированности курсантов военных вузов. Для формирования этого важного качества военнослужащих в учебно-воспитательном процессе следует использовать совместно, а не по отдельности внешние и внутренние ресурсы (т. е. компоненты социальной дисциплинированности и самодисциплинированности соответственно). При отборе абитуриентов в военные учебные заведения, с целью обеспечения более эффективной оценки их профпригодности, рекомендуется уделять внимание диагностике дисциплинированности, в частности определению выраженности показателей строгости к себе и послушания с детства.

Об авторах

Л. Я. Дорфман
Пермский государственный институт культуры; Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Дорфман Леонид Яковлевич – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Пермского государственного института культуры; профессор Пермского военного института войск национальной гвардии РФ 

SPIN-код: 7398– 0715, Author ID: 72287



А. В. Дубровский
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Дубровский Александр Владимирович – доктор педагогических наук, профессор кафедры военной педагогики и психологии 

SPIN-код: 7398–0715, Author ID: 836797



А. П. Андруник
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Андруник Андрей Петрович – доктор педагогических наук, профессор кафедры военной педагогики и психологии 

SPIN-код: 8429–7070, ID: 55697491500



Е. А. Цариев
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Цариев Евгений Анатольевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры военной педагогики и психологии 

SPIN-код: 2731–4964, Author ID: 836797



В. Н. Лядов
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Лядов Владимир Николаевич – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры военной педагогики и психологии 

SPIN-код: 2731–4964, Author ID: 836797



Список литературы

1. Глебов Ю. А. Психологические особенности развития дисциплинированности у военнослужащих федеральной службы охраны // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. Вып. 9 (53). С. 65−68.

2. Дорфман Л. Я., Лядов В. Н. Метаиндивидуальная модель дисциплинированности (на материале исследования курсантов военного вуза МВД) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 17−28.

3. Прядеин В. П., Воротникова Н. В., Дорфман Л. Я., Лядов В. Н. Определение и измерение дисциплинированности: теоретические предпосылки, психометрические и эмпирические свидетельства // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. 2015. № 1. С. 126−144.

4. Choe D. E., Olson S. L., Sameroff A. J. The interplay of externalizing problems and physical and inductive discipline during childhood // Developmental Psychology. 2013. № 49 (11). P. 2029−2039. Available from: http://dx.doi.org/10.1037/a0032054 (дата обращения: 21.08.2018)

5. Duckworth A. L., Seligman M. E. P. Self-discipline gives girls the edge: Gender in self-discipline, grades, and achievement test scores // Journal of Educational Psychology. 2006. № 98 (1). Р. 198−208. Available from: http://dx.doi.org/10.1037/0022-0663.98.1.198 (дата обращения: 21.08.2018)

6. Girvan E. J., Gion C., McIntosh K., & Smolkowski K. The relative contribution of subjective office referrals to racial disproportionality in school discipline // School Psychology Quarterly. 2017. № 32 (3). Р. 392−404. Available from: http://dx.doi.org/10.1037/spq0000178 (дата обращения: 21.08.2018)

7. McKinney J. M., Maxwell, K. D., & Metzger, R. L. Self-handicapping mediates between impulsiveness and self-discipline // Modern Psychological Studies. 2012. Р. 66−69. Available from: http://dx.doi.org/10.1037/e568892012-009 (дата обращения: 21.08.2018)

8. Pasternak R., Guy A. The effect of parental discipline style on mothers' perceptions of social skills and learning motivation // British Journal of Education. Society & Behavioural Science. 2015. № 6 (2). Р. 108−112. DOI: 10.9734/BJESBS/2015/12647

9. Лядов В. Н. О структуре дисциплинированности в отечественной и зарубежной психологии // Армия и общество. 2014. № 3 (40) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strukture-distsiplinirovannosti-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii (дата обращения: 21.08.2018)

10. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Теория индивидуальности В. С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 2. С. 145–160. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-145-160

11. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Системная интеграция индивидуальности человека. Москва: Институт психологии РАН, 2018.

12. Дорфман Л. Я. Каузальный плюрализм и холизм в концепции метаиндивидуального мира // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13, № 1. Р. 98–136.

13. James W. Does consciousness exist? Essays in radical empiricism. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1904/1976. Р. 3−19.

14. Дорфман Л. Я. Я-концепция: дифференциация и интеграция // Интегральная индивидуальность, Я-концепция и личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. Москва: Смысл, 2004. С. 96−123.

15. Дорфман Л. Я. Поток сознания и метаиндивидуальный мир как предпосылки креативности // Современные исследования творчества: к 90-летию Я. А. Пономарева / науч. ред. Л. Я. Дорфмана, Д. В. Ушакова. Пермь; Москва: Пермский государственный институт искусства и культуры; Институт психологии РАН, 2010. С. 19–59.

16. Дорфман Л. Я., Токарева Г. В. Эмоциональные предпочтения и полимодальное Я музыканта-исполнителя // Филология и культура = Philology and Culture. 2013 № 1 (31). С. 235−241.

17. Дорфман Л. Я., Злоказов К. В. Метаиндивидуальная модель деструктивности. Сообщение I // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т 14, № 1. С. 105−122. DOI: 10.17323/1813-8918.2017.1.105.122

18. Дорфман Л., Дубровский А., Андруник А., Цариев Е., Лядов В. Дуальная модель дисциплины // Филология и культура = Philology and Culture. 2017. № 4. С. 226−235.

19. Bentler P. M. Comparative fit indexes in structural models // Psychological Bulletin. 1990. № 107. Р. 238−246. DOI: 10.1037/0033-2909.107.2.238

20. Tomarken A. J., Waller N. G. Potential problems with «well fitting» models // Journal of Abnormal Psychology. 2003. Vоl. 112, № 4. Р. 578−598. DOI: 10.1037/0021-843X.112.4.578


Для цитирования:


Дорфман Л.Я., Дубровский А.В., Андруник А.П., Цариев Е.А., Лядов В.Н. Полисистемный анализ дисциплинированности курсантов военных вузов. Образование и наука. 2018;20(9):75-90. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-9-75-90

For citation:


Dorfman L.Y., Dubrovsky A.V., Andrunik A.P., Tsariev E.A., Lyadov V.N. Poly-Systemic Analysis of Military Students’ Discipline. The Education and science journal. 2018;20(9):75-90. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-9-75-90

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)