Феномен тьюторства в здоровьесбережении: факторы риска и устойчивости
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-9-139-157
Аннотация
Введение. Специалисты разных научных направлений констатируют нарастающую тенденцию ухудшения физического и психического здоровья подрастающего поколения, что в значительной степени обусловлено здоровьезатратностью образования. В связи с этим актуализируется развитие института тьюторства как педагогической инновации, обеспечивающей формирование здоровой, активной, целеустремленной и ответственной личности, способной успешно адаптироваться в быстро меняющемся мире.
Цель изложенного в публикации исследования – выявить факторы, которые необходимо учитывать при организации и реализации обучения магистрантов-педагогов, выбравших профиль «Тьютор по здоровьесбережению».
Методология и методики. Методологическую базу работы составили антропологический, личностно ориентированный и средовый подходы к изучению готовности будущих тьюторов осуществлять здоровьесберегающую деятельность. Авторская программа комплексной диагностики «Гармония» была сконструирована на основе методик оценки удовлетворенности физическим состоянием (по Гиссенскому опроснику); самооценки психического состояния (по Айзенку); ценностных ориентаций (М. Рокич); определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; анкет «Потребностное напряжение в отношении оздоровления» (З. И. Тюмасева, А. А. Цыганков, И. Л. Орехова) и «Уровень развития представления об оздоровительной деятельности» (Г. В. Валеева, В. С. Мишарина).
Результаты и научная новизна. Уточнена структура и содержание понятий «тьюторство» и «тьюторское сопровождение в здоровьесбережении». Выявлены и охарактеризованы психоэмоциональный, психофизический, когнитивный и ценностно-мотивационный компоненты готовности тьютора к здоровьесберегающей деятельности. В ходе педагогического эксперимента выявлены группы факторов риска и устойчивости, оказывающие влияние на формирование у тьюторов такой готовности. Предложена программа диагностики, позволяющая фиксировать данные факторы.
Практическая значимость. Разработанный диагностический инструментарий позволяет проводить мониторинг готовности к здоровьесберегающей деятельности не только у студентов, но и у практикующих тьюторов. Материалы исследования будут полезны для специалистов, занимающихся профессиональной подготовкой тьюторов, а также для преподавателей, руководителей образовательных организаций и магистрантов педагогических вузов.
Ключевые слова
Об авторах
З. И. ТюмасеваРоссия
Тюмасева Зоя Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин
Челябинск
И. Л. Орехова
Россия
Орехова Ирина Леонидовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин
Челябинск
Г. В. Валеева
Россия
Валеева Галина Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин
Челябинск
А. А. Саламатов
Россия
Саламатов Артем Аркадьевич – доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе
Челябинск
Е. В. Калугина
Россия
Калугина Елизавета Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая сектором тьюторства
Челябинск
Список литературы
1. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. С.-Петербург: Речь, 2000. 249 с.
2. Маслоу А. Мотивация и личность. С.-Петербург: Питер, 2008. 352 с.
3. Джуринский А. Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века. Москва: Прометей, 2014. 328 с.
4. Гордон Эд., Гордон Э. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе: пер. с англ. Ижевск: ERGO, 2008. 352 с.
5. Теров А. А. Индивидуализация, тьюторская деятельность и реализация федеральных образовательных стандартов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 1 (22). С. 117–121.
6. Александрова Е. А., Андреева Е. А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока. Москва; Тверь: СФК-Офис, 2013. 156 с.
7. Chng E., Yew E. H. J., Schmidt H. G. Effects of tutor-related behaviours on the process of problem-based learning // Advances in Health Sciences Education. Theory and Practice. 2011. № 16 (4). P. 491–503. DOI: 10.1007/s10459-011-9282-7
8. Lee H.-J., Hong Y., Choi H. Perceptions of tutoring roles and psychological distance among instructors, tutors and students at a Korean university // Higher Education Research & Development. 2016. P. 143–157. Available from: https://doi.org/10.1080/07294360.2016.1177811 (дата обращения: 06.09.2018)
9. Wood W. B., Tanner K. D. The role of the lecturer as tutor: doing what effective tutors do in a large lecture class // CBE-Life Sciences Education. 2012. № 11 (1). P. 3–9. DOI: 10.1187/cbe.11–12–0110. Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3292071 (дата обращения: 06.09.2018)
10. Xiao J. Tutors’ influence on distance language students’ learning motivation: voices from learners and tutors // Distance education. Carfax Publishing Ltd. 2012. № 3. P. 365–380. DOI: 10.1080/01587919.2012.723167. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=22168987 (дата обращения: 06.09.2018)
11. Александрова Е. А., Андреева Е. А. Теория и практика тьюторской деятельности в России // Известия Саратовского университета. 2012. Вып. 2. С. 222–231.
12. Боровкова Т. И. Технология тьюторского сопровождения как практика индивидуализации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4 (14). С. 81–83.
13. Дудчик С. В. Тьюторское сопровождение: история, теория, опыт // Школьные технологии. 2007. № 1. С. 82–88.
14. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». Москва; Тверь: СФК-офис, 2012. 246 с.
15. Карпенкова И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы / под ред. М. Л. Семенович. Москва: Тверской, 2010. 88 с.
16. Артеменко Б. А., Быстрай Е. Б., Калашников Н. В., Власенко О. Н. Тьюторское сопровождение в экологическом образовании школьников // European Social Science Journal. 2016. № 8. С. 73–80.
17. Бокова Т. Н. Развитие тьюторской системы в высших учебных заведениях США, Великобритании и России // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 1 (22). С. 121–124.
18. Бочкарева С. М. Особенности тьюторства в современной зарубежной высшей школе // Высшее образование сегодня. 2011. № 3. С. 9–11.
19. Брайант Э. О. Стать тьютором. Вдохновляющий опыт для тех, кто помогает учиться. Москва: Ресурс, 2012. 120 с.
20. Ефремова О. И. Модель тьюторской поддержки учащихся // Воспитание школьников. 2010. № 1. С. 21–26.
21. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Валеева Г. В., Гладкая Е. С. Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз – школа» как условия профессионального становления студентов: коллективная монография. Челябинск: ЧГПУ, 2015. 240 с.
22. Валеева Г. В., Тюмасева З. И. Психологическая готовность будущих учителей к оздоровительной деятельности: монография. Челябинск: Цицеро, 2014. 140 с.
Рецензия
Для цитирования:
Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Валеева Г.В., Саламатов А.А., Калугина Е.В. Феномен тьюторства в здоровьесбережении: факторы риска и устойчивости. Образование и наука. 2018;20(9):139-157. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-9-139-157
For citation:
Tyumaseva Z.I., Orehova I.L., Valeeva V.G., Salamatov A.A., Kalugina E.V. The institution of Tutoring in Health-Preserving: Risk and Sustainability Factors. The Education and science journal. 2018;20(9):139-157. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-9-139-157