Кейс-конспект как средство оценки методической компетентности студентов педагогических вузов и учителей начальных классов


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-9-159-182

Полный текст:


Аннотация

Введение. Реализация компетентностного подхода в педагогическом вузе требует разработки контрольно-измерительных средств, позволяющих определить сформированность профессиональных компетенций у будущих учителей. Диагностические материалы должны отражать реальную школьную практику, учитывать опыт работы педагогов, а также трудности в организации их деятельности и имеющиеся методические проблемы.

Цель описанного в публикации исследования – проверка состоятельности кейс-конспекта как эффективного оценочного средства, позволяющего судить о методической компетентности выпускника вуза и практикующего педагога.

Методология и методыРабота проводилась с опорой на деятельностный и компетентностный подходы с применением методов моделирования и сравнительного анализа.

Результаты и научная новизнаПредлагаемый авторами в качестве диагностической методики кейс-конспект объединяет характеристики традиционного конспекта урока и кейс-задания. Детально рассмотрены особенности кейс-конспекта, специфика его содержания и структуры; приведены и разобраны конкретные его примеры.

Апробация методики проводилась на выборке студентов, обучавшихся по профилю «Психология и педагогика начального образования», и учителей начальных классов, посещавших курсы повышения квалификации. Проанализированы результаты выполнения заданий кейс-конспекта по математике разными категориями испытуемых, принимавшими участие в исследовании. Показатели, установленные в группах учителей, ранжированы в зависимости от квалификационной категории и стажа работы педагогов. Прокомментированы проблемы, типичные затруднения и ошибки в выполнении заданий. На основе сопоставления данных, полученных в группах учителей и студентов, сделан вывод о том, что при помощи кейс-конспектов можно производить довольно точную и полную диагностику методической компетентности будущих и работающих педагогов. Предложены рекомендации по конструированию кейс-конспектов.

Практическая значимостьСтатья может быть полезна вузовским преподавателям-методистам для разработки диагностического инструментария, устанавливающего степень готовности выпускников педагогических направлений подготовки к предстоящей профессиональной деятельности. Кейс-конспекты могут использоваться также как дидактический материал на практических занятиях со студентами или в системе повышения квалификации учителей.


Об авторах

Н. Н. Деменева
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Россия

Деменева Надежда Николаевна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования 

Researcher ID J-2700–2017

Нижний Новгород



О. В. Колесова
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Россия

Колесова Оксана Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования 

Researcher ID J-7901–2017

Нижний Новгород



Список литературы

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. Москва: Просвещение, 2014. 152 с.

2. Золотарева С. С. Оценивание профессиональных компетенций в процессе обучения студентов в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 3. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 116–121.

3. Козлова С. Д. Решение методических задач как форма диагностики профессионально-методической компетентности студентов-филологов // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2010. № 6. С. 118–120.

4. Малова И. Е., Матушкина З. П., Пенская Ю. К. Конструирование диагностических материалов, способствующих выявлению готовности будущих учителей математики к профессиональной деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 12 (189). С. 109–117.

5. Рогова И. Н. Оценка сформированности методической компетентности учителей физики // Известия Волгоградского педагогического университета. 2017. № 4 (117). С. 40–46.

6. Перевощикова Е. Н. Создание тестов для аттестации студентов по учебной дисциплине: учебное пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2014. 71 с.

7. Chaikina Z. V., Shevchenko S. M., Mukhina M. V., Katkova O. V., Kutepova L. I. Electronic testing as a tool for optimizing the process of control over the results of educational training activities // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. 622 P. 194–200. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_25

8. Vaganova O. I., Smirnova Z. V., Mukhina M. V., Kutepov M. M., Kutepova L. I., Chernysheva T. L. The organization of the test control of students’ knowledge in a virtual learning environment Moodle // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. 20 (3). P. 4.

9. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120326010135.pdf13 (дата обращения: 15.06.2018).

10. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 15.06.2018).

11. Сорокина Т. М. Развитие социально-профессиональной компетенции будущих педагогов начальной школы в интегративной образовательной среде вуза: монография / Мининский университет. Москва: ФЛИНТА, 2017. 156 с.

12. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Москва: Эйдос, 2013. 73 с.

13. Густяхина В. П. Контекстный подход в профессиональной подготовке будущих учителей // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1060 (дата обращения: 15.06.2018).

14. Исмагилов Р. М. О компетентностно-ориентированных оценочных средствах при аттестации студентов вуза // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2013. Т. 3. С. 1966–1970.

15. Уваровская О. В. Проектирование оценочных средств формирования и измерения компетенций выпускников вуза: учебное пособие. Сыктывкар: СыктГУ, 2014. 115 с.

16. Кудрявцев В. А. Иновационные подходы к оценке образовательных результатов учебной дисциплины // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/293/294 (дата обращения: 15.06.2018).

17. Медведева Т. Ю., Кривоногова А. С. Требования к оцениванию результатов подготовки обучающихся вуза в условиях компетентностного подхода в практико-ориентированной реализации образовательных программ // Вестник Мининского университета. 2016. № 4. С. 4 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/285/286 (дата обращения: 15.06.2018).

18. Medvedeva T. Y., Sizova O. A., Ulyanova R. A., Markova S. M., Karpukova A. A., Kazantseva G. A. Modern trends in estimation system of training achievements quality of college undergraduates // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. 20 (3). P. 5.

19. Petrovsky A. M., Smirnova Z. V., Vaganova O. I., Kutepov M. M., Gruzdeva M. L., Kutepova L. I. The structure and content of the achievements portfolio of university students // European Research Studies Journal. 2017. 20. P. 557–564.

20. Перевощикова Е. Н. Концептуальные основы конструирования средств для оценивания образовательных результатов // Вестник Мининского университета. 2016. № 2. С. 13 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/198/199 (дата обращения: 15.06.2018).

21. Перевощикова Е. Н., Каштанова С. Н. Проект как форма итоговой аттестации по образовательному модулю // Высшее образование сегодня. 2015. № 4. С. 17–22.

22. Ваганова О. И., Ермакова О. Е. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 12 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/77/78 (дата обращения: 15.06.2018).

23. Перевощикова Е. Н., Лекомцева А. А. Конструирование контекстного задания для оценки достижения образовательных результатов // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). С. 29 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/310/311 (дата обращения: 15.06.2018).

24. Перевощикова Е. Н., Лекомцева А. А. Конструирование кейс-задания как оценочного средства // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 372 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24851 (дата обращения: 15.06.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Деменева Н.Н., Колесова О.В. Кейс-конспект как средство оценки методической компетентности студентов педагогических вузов и учителей начальных классов. Образование и наука. 2018;20(9):159-182. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-9-159-182

For citation: Demeneva N.N., Kolesova O.V. Case-Designed Lesson Plans as a Means of Assessing Methodological Competency of Pedagogical Students and Primary School Teachers. The Education and science journal. 2018;20(9):159-182. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-9-159-182

Просмотров: 110

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)