ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-57-71
Аннотация
Внедрение государственных образовательных стандартов второго поколения, воснову которых заложен компетентностный подход, требует новых критериев, процедур и инструментария измерения личностных достижений школьников. Однако необходимые научно-методические рекомендации, которые позволили бы объективно оценивать результаты образования и проводить сопоставительный анализ эффективности деятельности разных учебных учреждений, до сих пор отсутствуют.
Острая потребность в единых средствах мониторинга стала причиной разработки критериально-диагностического комплекса, описанного в данной статье. Автор показывает возможности оценки важнейших аспектов развития личности – интеллектуального, ценностно-ориентационного и нравственного. Для определения уровня умственных качеств (самостоятельности, критичности, логичности, гибкости, глубины, оригинальности), интеллектуальных компетенций инравственной воспитанности учащихся предлагается метод самооценки (тест «Ученик своими глазами»), который сопоставляется с мнением педагогов-экспертов (тест «Ученик глазами его учителей»). Основой изучения сформированных ценностных ориентаций, являющихся показателем зрелости человека, послужила классическая методика М. Рокича. Апробация комплексной оценки личностного развития учащихся осуществлялась в выпускных классах ряда тюменских школ и гимназий.
Предлагаемый инструментарий и результаты проведенного исследования будут полезны руководителям образовательных учреждений, учителям и классным руководителям.
Об авторе
Т. А. СтроковаРоссия
кандидат педагогических наук, доцент академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета
Список литературы
1. Аванесов В. С. Вопросы методологии педагогических измерений // Пед. измерения, 2005. No 1. С. 3–27.
2. Бахмутский А. Е. Оценка качества школьного образования: моногр. СПб.: Изд-во БАН, 2003. 132 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 41 с.
4. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития. М.: Сентябрь, 2004. 160 с.
5. Строкова Т. А. Мониторинг в школьном образовании: моногр. 2-е изд. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2008. 196 с.
6. Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. 159 с.
Рецензия
Для цитирования:
Строкова Т.А. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. Образование и наука. 2012;1(9):57-71. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-57-71
For citation:
Strokova T.A. Assessment of Pupils’ Personal Achievements. The Education and science journal. 2012;1(9):57-71. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-57-71