Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПЕРЕЧНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-31-49

Полный текст:

Аннотация

Введение. Либерализация государственных образовательных стандартов и предоставление большей самостоятельности учебным учреждениям в формировании образовательных программ указывают на необходимость разработки для российского образования новой системы классификации, которая должна стать общей для всех типов профессиональных образовательных программ, включая программы дополнительного обучения. Цель публикации – обсуждение состояния и возможных путей модернизации системы классификации образовательных программ в российском профессиональном образовании с учетом перспектив его развития и постоянного пополнения реестров профессиональных стандартов и квалификаций.

Методология и методики. В ходе исследования применялся ретроспективный анализ развития системы классификации профессиональных образовательных программ, при проведении которого проводилось сравнение лучших отечественных и зарубежных практик.

Результаты. Рассмотрены особенности действующих перечней профессий и специальностей СПО и направления совершенствования в соответствии с современными требованиями используемой в данных перечнях системы классификации профессиональных образовательных программ. Для обновляемых перечней предложен новый состав укрупненных групп системы классификации профессиональных образовательных программ, сопряженный с перечнем областей профессиональной деятельности реестра профессиональных стандартов Министерства труда России.

Научная новизна. Впервые предлагается отказаться от классификаторов, жестко привязанных к утверждаемым Министерством образования и науки перечням профессий, специальностей и направлений подготовки, формально копирующих эти перечни. Сопряжение систем классификации профессиональных образовательных программ и областей профессиональной деятельности позволит осуществлять адекватное сопоставление статистической информации о подготовке кадров в системе образования с их реальным использованием на рынке труда.

Практическая значимость. Внедрение предлагаемой системы классификации разрешает более полно учитывать данные об обучении специалистов в российской системе профессионального образования, максимально точно отражать эти данные в национальной и международной образовательной статистике и соотносить их с показателями занятости населения в разных сферах экономики и производства.

Об авторах

В. И. Блинов
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва
Россия
Блинов Владимир Игоревич – профессор, доктор педагогических наук, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования



Л. Н. Куртеева
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва
Россия
Куртеева Лариса Надировна – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования



Б. А. Сазонов
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва
Россия
Сазонов Борис Алексеевич – кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования



Список литературы

1. Формирование системы профессиональных квалификаций: словарносправочное пособие. Москва: Перо, 2016. 48 с.

2. Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Факторович А. А. Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов. Москва: Перо, 2014. 53 с.

3. Пилипенко С. А., Жидков А. А., Караваева Е. В., Серова А. В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5–15.

4. Гребнев Л. С. Академическая и профессиональная квалификации (Болонский процесс и российское законодательство) // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 6–15.

5. Берган С. Квалификации – осмысление понятия / под науч. ред. В. И. Блинова. Москва: АВАНГЛИОН-ПРИНТ, 2012. 384 с.

6. Международная стандартная классификация образования 2013 (МСКО 2013). Москва: Институт статистики ЮНЕСКО, 2014. 97 с.

7. Bergan S. Qualifications – Introduction to a concept. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2007. 274 p.

8. Maguire B. Issues arising from qualifications frameworks in Europe // Irish Bologna Expert Conference «National Qualifications Frameworks and the European Overarching Frameworks: Supporting Lifelong Learning in European Education and Training», 15 April 2010, Dublin Castle, Ireland. 25 p.

9. The dynamics of qualifications: defining and renewing occupational and educational standards. Cedefop panorama series. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. Available from: http://www.cedefop.europa.eu /EN/Files/5195_en.pdf (Accessed 12 May 2012).

10. The shift to learning outcomes. Policies and practices in Europe. Cedefop Reference series; 72. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. 170 p.

11. Using learning outcomes – discussion note. Prepared by GHK Consulting as part of the Framework Contract DG EAC 19/06. Main author: Mike Coles; Contributors: Tine Andersen, Karin Luomi-Messerer, Daniela Ulicna. August, 2010. 32 p.

12. Bologna process and EQF implementation. Development of qualifications Frameworks // Joint meeting of national correspondents (QF-EHEA) and national coordination points (EQF). Strasbourg, 26 October 2010.

13. Improvement of Qualifications: on the Way to Systematisation: ETF. Available from: Qualifications_Publication_Refresh_2017_with_forms_RU.indd 140 (Accessed 10 October 2018).

14. Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Факторович А. А. Современные подходы к оцениванию квалификаций // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 100–106.

15. Блинов В. И. Инструменты модернизации российской национальной системы квалификаций // Образовательная политика / ФИРО. 2011. № 3 (53). С. 79–82.

16. Формирование Национальной системы квалификаций. Москва: Перо, 2014. 72 с.

17. Блинов В. И. Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 44–51.

18. Блинов В. И. Профессиональные стандарты: от разработки к применению // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 5–14.

19. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Клинк О. Ф., Куртеева Л. Н., Сатдыков А. И., Факторович А. А. Профессиональные стандарты: от идеи к практике / под общ. ред. В. И. Блинова. LAP LAMBERT Academic Publishing RU, 2017. 80 с.

20. Сазонов Б. А., Яценко В. Е., Гиринович Ю. В. Общероссийские классификаторы в сфере образования: формирование, ведение, развитие. Москва: ФИРО, 2006. 61 с.

21. Cазонов Б. А. Классификация профессиональных образовательных программ: состояние и возможные перспективы // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 20–30.

22. Сазонов Б. А. О проекте нового Общероссийского классификатора специальностей по образованию // Инженерная педагогика: сборник научных трудов: в 3 т. / Центр инженерной педагогики МАДИ. Вып. 16. Т. 1. Москва, 2014. С. 194–198.


Для цитирования:


Блинов В.И., Куртеева Л.Н., Сазонов Б.А. ПЕРЕЧНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ. Образование и наука. 2018;20(10):31-49. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-31-49

For citation:


Blinov V.I., Kurteeva L.N., Sazonov B.A. LISTS OF VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMMES: STATUS AND POSSIBLE WAYS OF MODERNISATION. The Education and science journal. 2018;20(10):31-49. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-31-49

Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)