ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-50-75
Аннотация
Введение. Стремительно развивающаяся цифровая экономика, проникающая во все сферы жизнедеятельности в современном обществе, порождает потребность в системных технологических прорывах и освоении новых способов обработки информации. Процесс тотальной цифровизации неизбежно меняет структуру занятости населения и образовательную среду как поставщика кадров, которые будут работать в совершенно иных по сравнению с прежними условиях.
Цели проведенного авторами статьи исследования – выявить проблемы, с которыми сталкивается или может столкнуться проводимая в России политика цифровизации, и сформулировать приемлемые варианты их решения.
Методология и методики. В ходе работы применялись методы теоретического исследования: абстрагирование, синтез, анализ и обобщение.
Результаты. Рассмотрено взаимодействие систем образования и науки в области подготовки кадровых ресурсов на этапе цифровой модернизации российской экономики. Проанализированы влияние цифровизации на изменение перечней специальностей и компетенций, востребованных работодателями, и степень готовности РФ к новому технологическому укладу. Исходя из этого выявлены перспективные направления в высшем образовании и кадровой политике на уровнях предприятия и государства. Сделан вывод о том, что грамотная политика подготовки кадров – неотъемлемая составляющая цифровизации экономики. Эффективность реализации описанной авторами стратегии подразумевает системный подход к организации обучения персонала для предприятий в активно трансформирующихся экономических условиях. Важным элементом данного подхода является рациональное использование человеческих ресурсов. Без должного внимания к тому, какие профессии и специальности становятся наиболее актуальными и ценными в кардинально преображающихся реалиях, невозможно преодоление угроз цифровой эконо мики, заключающихся в одновременных структурной безработице и сопровождающем ее дефиците квалифицированных специалистов.
Научная новизна. Уникальность цифровой экономики состоит в том, что она в силу гибкости технологий позволяет оптимизировать производство и потребление его продукции за счет быстродействия и консолидации информационно-вычислительных систем. Появляется возможность поступательно увязывать в единое целое социально-экономические процессы и целенаправленно управлять ими. Обоснована необходимость структурных изменений в системе подготовки кадров. Подчеркивается, что возглавить поиск решения такой серьезной проблемы, как ожидаемая с большой долей вероятности структурная безработица, вызванная распространением новых технологий, должны высшие учебные заведения, так как именно они обеспечивают качественное формирование необходимых работникам специализированных компетенций. Вузам не следует ждать от государства готовых стандартов и рекомендаций. Наоборот, они должны самостоятельно и безотлагательно приступить к организации обучения конкурентоспособных специалистов, опираясь на инновационный опыт лидеров цифровых трансформаций и тесно сотрудничая с бизнесом. Тщательно обдуманная, учитывающая современные тенденции образовательная политика поможет не только сбалансированно наполнить специалистами рынок труда, но и предотвратить социальный коллапс.
Практическая значимость. На примере деятельности отдельных вузов продемонстрированы способы функционирования высшей школы в соответствии с трендами развития экономики.
Об авторах
Г. Ю. ПешковаРоссия
А. Ю. Самарина
Россия
Список литературы
1. Зорькин В. Право в цифровом мире // Российская газета. 2018. № 7578 (115). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2018/05/29/zorkin-zadacha-gosudarstva-priznavat-i-zashchishchat-cifrovye-pravagrazhdan.html (дата обращения: 11.07.2018)
2. Боуэн У. Высшее образование в цифровую эпоху. Москва: Высшая школа экономики, 2018.
3. Смирнов А. Континент диктует повестку // Российская газета. 2018. Спецвыпуск. № 7583 (120).
4. Носкова Е. Выхожу талант искать // Российская газета. 2018. Спецвыпуск. № 7583 (120).
5. Шпунт Я. Надо учить фантазировать // Manager. Администратор информационных технологий. 2018. Спецвыпуск, апрель – май (170).
6. Рагимова С. Время суперумных // Business Guide (Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ» № 20). 2018, 23 мая. С. 2–3.
7. Tapscott D. Grown Up Digital: How the Net Generation Is Changing Your World: McGraw-Hill. 2008. P. 16.
8. Frey C. B., Osborne M. A. The Future of Employment: How Susceptible are Jobs to Computerisation? // Oxford, UK: Oxford Martin School, 2013. P. 4.
9. Носкова Е. Новый мир // Российская газета. 2018. Спецвыпуск № 7583 (120).
10. Потапов М. В. Тенденции развития глобальной структуры информационно-знаниевой экономики // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2016. № 2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-globalnoy-struktury-informatsionno-znanievoy-ekonomiki (дата обращения: 11.07.2018)
11. Аренков И. А., Крылова Ю. В. и др. Клиентоориентированный подход к управлению бизнес-процессами в цифровой экономике // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 6 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klientoorientirovannyy-podhod-k-upravleniyu-biznes-protsessami-v-tsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 11.07.2018)
12. Краснушкина Н. Цифровой недостаток списали на бизнес // Коммерсантъ. 2018. № 106.
13. Шумская Е. И. Возможен ли рост производительности труда за счет освоения цифровых технологий? // Экономическое возрождение России. 2018. № 3 (57).
14. Краснушкина Н. Промреволюция впала в стагнацию // Коммерсантъ. 2018. № 129.
15. Шмелькова Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 8 (30). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.dpo-edu.ru/?p=15787 (дата обращения: 11.07.2018)
16. Ветров И. Кадры для цифровой экономики // Мой профсоюз. 2018. № 9.
17. Богатырева Т. Г., Стрижов С. А. Кадры и образование как ключевые факторы развития цифровой экономики // Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография. Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2018.
18. Курятков В. А., Конюшевская К. О. Прогнозирование рынка труда региона методами системной динамики // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2012. № 9 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prognozirovanie-rynka-truda-regiona-metodami-sistemnoy-dinamiki (дата обращения: 02.12.2018).
19. Ловчикова Е. И., Первых Н. А. и др. Цифровая экономика и кадровый потенциал АПК: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Вестник аграрной науки. 2017. № 5 (68) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-i-kadrovyy-potentsialapk-strategicheskaya-vzaimosvyaz-i-perspektivy (дата обращения: 11.07.2018)
20. Лысова Т. Н. Подготовка кадров в условиях развития цифровой экономики. Выступление на методическом семинаре [Электрон. ресурс]. Режим доступа: tgpgk.tomsk.ru/files/metod.materiali/lysova.pdf (дата обращения: 01.12.2018)
Рецензия
Для цитирования:
Пешкова Г.Ю., Самарина А.Ю. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Образование и наука. 2018;20(10):50-75. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-50-75
For citation:
Peshkova G.Yu., Samarina А.Yu. DIGITAL ECONOMY AND RECRUITMENT POTENTIAL: STRATEGICAL INTERCONNECTION AND PROSPECTS. The Education and science journal. 2018;20(10):50-75. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-50-75