ВАНДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПРАВОВАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-76-94
Аннотация
Введение. В современном мире вандализм, наносящий урон различной степени тяжести памятникам культурного наследия, достопримечательностям и любым типам общественного пространства, а порой и разрушающий их, – достаточно распространенная проблема. Ее теоретический аспект детализирован в юриспруденции, которая руководствуется прежде всего нормативно-правовым подходом к решению вопросов попрания законов и признанных правил человеческого сосуществования. Однако сосредоточенность единственно на применении административных и уголовных наказаний к виновным в вандальных правонарушениях лицам не позволяет снизить чрезмерное увеличившееся в последнее время количество повсеместных проявлений вандализма, поскольку при этом не учитываются провоцирующие его психологические факторы.
Цели статьи – актуализация и обсуждение аспектов вандального поведения подростков и его причин; обозначение проблемного поля психологических исследований, необходимых для выявления генезиса, детерминации вандализма и дальнейшей организации эффективной превентивной деятельности в общеобразовательных учреждениях.
Методология и методики. Методологической основой изложенной в публикации работы послужили герменевтический и диалектический методы, а также общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения научных данных.
Результаты и научная новизна. Предпринята попытка осмыслить истоки вандальных поступков с междисциплинарной точки зрения. Подчеркива ется необходимость детального психологического изучения феномена вандализма, поиск причин и предикторов для создания системы адекватных мер, препятствующих его перманентному распространению в социуме. Вскрыты имеющиеся в психологической теории, образовательной практике и сознании социума противоречия: между нарастающей частотностью актов вандального поведения и ограниченностью способов и средств для его предотвращения; между массовой включенностью в вандальные действия подрастающего поколения и отсутствием специализированных, ориентированных на определенный возраст профилактических и коррекционных программ; между вандальной активностью школьников, выражающейся в том числе посредством несанкционированной графики на стенах и имуществе образовательных организаций, и нежеланием педагогов и администрации учебных заведений признавать серьезность складывающейся ситуации; между социальной значимостью определения справедливого наказания в воспитательных целях и невниманием к личностным причинам, побуждающим к вандальным деяниям; между общим научным интересом к индивидуально-психологическим и социально-типологическим особенностям подросткового возраста и явно недостаточным вниманием ученых к социально-психологическим мотивационным детерминантам, инициирующим варварские поступки. Сформулированные автором несоответствия позволяют наметить генеральную траекторию требующихся изысканий, в которых феномен вандализма должен рассматриваться в контексте реализации субъектности личности.
Практическая значимость. Известно, что малые формы вандального поведения способны трансформироваться в более тяжкие виды деструктивного поведения вплоть до антисоциальных. Вместе с тем неоднозначность восприятия вандальных актов в социуме и научном сообществе, отсутствие четких границ в понимании допустимости / неприемлемости разновидностей данного явления мешают построению эффективной модели противодействия его экспансии. Обозначенное направление научного поиска, с одной стороны, может обеспечить прирост знаний о сущности такого девиантного поведения, как вандализм, с другой – обладает практико-ориентированный значимостью, так как составит фундамент разработки методов воспитательного воздействия, предупреждающих проявления вандализма.
Об авторе
О. В. ГуроваРоссия
Гурова Ольга Валерьевна – преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права
Список литературы
1. Лысак И. В. Механизмы и последствия деструктивной деятельности человека. Ростов-на-Дону; Таганрог: СКНЦВШ; ТРТУ, 2006. 80 с.
2. Trovo F., Griguol E. The role of green chemistry in cultural heritage conservation and the campaign against graphic vandalism Innovation: State of the art of research and implications // Chimica Oggi / Chemistry Today. 2017. Vol. 35. Issue 4. P. 42–46.
3. Ватова Л. С. Социально-психологические основания молодежного вандализма и его профилактика. Москва: Народное образование, 2007. 298 с.
4. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Психология вандального поведения: монография. Екатеринбург: УрГПУ, 2015. 292 с.
5. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. Москва: МЕД-пресс, 2011. 432 с.
6. Waclavek A. Graffiti and street art. London: Thames & Hudson Ltd, 2011. 208 p.
7. Гурова О. В., Кружкова О. В. Вандализм как деструктивная стратегия реализации субъектности подростка // Педагогическое образование в России. 2017. № 3. С. 96–105.
8. Гурова О. В., Кружкова О. В. Содержательные и функциональные аспекты школьного графического вандализма // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 9. С. 204–213.
9. Кружкова О. В., Воробьева И. В., Гурова О. В. Графический вандализм в школах: семантика и особенности расположения // Психология когнитивных процессов: сборник научных трудов VI всероссийской научно-практической конференции, 15–16 июня 2017 г. Смоленск, 2017. С. 141–145.
10. Шурухнов В. А. Расследование вандализма: учебное пособие / под ред. Т. В. Аверьяновой. Москва: Юрлитинформ, 2005. 112 с.
11. Алиев Х. К. Современные проблемы мотивации вандализма // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2013. № 4 (25). С. 104–107.
12. Алетин Р. А. Проблемы квалификации вандализма // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 4. С. 222–225.
13. Антонян Ю. М. Криминология: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2013. 523 с.
14. Еникеев М. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов. 2-e изд., перераб. Москва: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. 640 с.
15. Воробьева И. В. Субъектогенез и границы субъектности и их роль в формировании вандального поведения // Конфликтогенность современности. Екатеринбург: УрГПУ, 2014. С. 102–118.
16. Гурова О. В., Воробьева И. В., Кружкова О. В. Молодежный вандализм как форма познания социального пространства и коммуникации в нем // Сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции «Психология когнитивных процессов», Смоленск. 2016. С. 117–122.
17. Руденкин Д. В., Воробьева И. В., Кружкова О. В., Кривощекова М. С. Молодежный вандализм в среде мегаполиса: границы нормы и девиации // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 125–146.
18. Горьковая И. А. Эффективность копинг-стратегий у подростков с девиантным поведением // Психология стресса и совладающего поведения: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. С. 238–248.
19. Ясперс К. Духовная ситуация времени / под ред. И. Цулая. Москва: АСТ, 2013. 288 с. (Серия: Новая философия).
20. Thompson K., Offler N., Hirsch L., Every D., Thomas M. J., Dawson D. From broken windows to a renovated research agenda: A review of the literature on vandalism and graffiti in the rail industry // Transportation Research. Part A: Policy and Practice. 2012. Vol. 46 (8). P. 1280–1290.
21. Сергиенко Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 1. С. 120–132.
22. Знаков В. В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. Москва: Институт психологии РАН, 2007. 479 с.
23. Субъектный подход в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. И. Сергиенко. Москва: Институт психологии РАН, 2009. 619 с.
24. Мотков О. И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. Самара: Бахрах-М, 2008. 160 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гурова О.В. ВАНДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПРАВОВАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. Образование и наука. 2018;20(10):76-94. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-76-94
For citation:
Gurova O.V. VANDAL BEHAVIOUR OF ADOLESCENTS AS A LEGAL AND PSYCHOLOGICAL PROBLEM. The Education and science journal. 2018;20(10):76-94. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-76-94