ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-121-138
Аннотация
Введение. Модернизация системы российского высшего образования, смена его концептуальной парадигмы и переориентация на компетентностный подход к подготовке специалистов, отвечающий первоочередным запросам информационно-технологического общества, обусловливают необходимость изучения и разработки методологических, содержательных и процессуальных аспектов реализации данного подхода.
Цель исследования, изложенного в статье, – выявление психолого-педагогических особенностей проектирования практико-ориентированной среды, способствующей формированию личностной компетентности курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел (МВД) России.
Методология и методы. В работе использовались методы сравнительного анализа, синтеза и обобщения содержания отечественных и зарубежных научных публикаций, описывающих теорию и опыт применения средового и компетентностного подходов в высшей школе.
Результаты и научная новизна. Рассмотрены возможности реализации средового подхода применительно к подготовке будущих специалистов в военном вузе. Обозначена концептуальная сущность таких категориально-понятийных единиц, как «среда» и «образовательная среда». Проанализирована категория практики и ее разновидностей в учебном заведении. Описана специфика практико-ориентированного пространства учебных заведений МВД России и показана значимость практической ориентации образовательной среды как необходимого условия обучения и воспитания курсантов. Выделены критерии эффективности этой среды и сформулированы конечные цели образования, среди которых главной является личностная компетентность будущих специалистов. Подчеркивается, что для достижения указанной цели необходимо наличие комплексной программы психологического сопровождения курсантов как неотъемлемого компонента практико-ориентированной образовательной среды ведомственного вуза. Представлены и охарактеризованы основные блоки данной программы: целевой, детерминирующий, содержательный, средовой, технологический, аналитико-мониторинговый, организационный и процессуальный.
Практическая значимость. Внедрение предлагаемой автором комплексной программы психологического сопровождения в образовательный процесс подведомственного МВД вуза будет способствовать непрерывному личностному совершенствованию курсантов, позволит максимально раскрыть их потенциал и в конечном счете существенно повысит качество профессиональной подготовки выпускников.
Об авторе
О. А. УльянинаРоссия
Ульянина Ольга Александровна – кандидат социологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами
Список литературы
1. Крылова Н. Б. Культурология образования. Москва: Народное образование, 2000. 272 с.
2. Глазычев В. Л. Устроение российского пространства // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2009. № 1 (11). С. 41–44.
3. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. Москва: Речь, 2006. 366 с.
4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. С.-Петербург: Питер, 2001. 272 с.
5. Громыко Ю., Давыдов В., Зинченко В., Никандров Н., Поляков Н., Шадриков В. Изменение в содержании и оценке качества образования и образовательных технологий (очередной этап) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 3. С. 17–27.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 2009. 384 с.
7. Рубцов В. В., Эльконин Б. Д. «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: подготовка кадров для новой школы // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: материалы юбилейной конференции, Москва, 29 сентября – 01 октября 2015 г. Москва: Когито-Центр, 2015. С. 231–234.
8. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл, 2005. 352 с.
9. Исаева Т. Е. Культурно-образовательная среда вуза как фактор совершенствования педагогической культуры преподавателя // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. 2003. № 5. С. 98–108.
10. Слободчиков В. И. Гуманитарно-политический кризис отечественного образования // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 1 (41). С. 10–14.
11. Слободчиков В. И. Психология становления и развития человека в образовании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2016. № 1. С. 100.
12. Шимина А. Н. Ценностно-смысловое содержание отечественного образования и педагогической мысли // Историко-педагогический журнал. 2016. № 3. С. 188–196.
13. Вьюнова Н. И. Психолого-педагогические компетенции в двухуровневой системе образования // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции, Воронеж, 29–30 апреля 2010 г. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2010. С. 30–33.
14. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 85–91.
15. Ясвин В. А. Стандарт социального качества общего образования: опыт разработки и внедрения // Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 3. С. 4–17.
16. Leong F. T. L., Wong P. T. P. Optimal Human Functioning From Cross Cultural Perspectives: Cultural Competence as an Organizing Framework // Counseling Psychology's Focus on Positive Aspects of Human Functioning. N. J.: Lawrence Erlbaum Associates, 2012. P. 123–150.
17. Rebrin O., Sholina I. Features of the modern educational environment for engineers // DAAAM International Scientific Book. Vienna: Published by DAAAM International, 2014. P. 501–508.
18. Kandula S. R. Competency-based Human Resource Management. Delhi: PHI Learning Private Limited, 2013. 279 p.
19. Мещерякова Е. И. О влиянии интегративно-педагогических закономерностей на деятельность ведомственных образовательных организаций // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2016. № 4. С. 208–214.
20. Солянкина Л. Е. Влияние практико-ориентированной образовательной среды на развитие профессиональной компетентности обучающегося // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2015. № 4 (4). С. 36–39.
21. Mohrman S., Lawler E. E. Generating Knowledge That Drives Change // The Academy of Management Perspectives. 2012. Vol. 26. № 1. P. 41–51.
22. Рослякова С. В. Создание развивающей и практико-ориентированной среды как фактор повышения эффективности процесса формирования познавательной компетентности у учащихся подросткового возраста // Вестник социально-педагогического института. 2012. № 2. С. 59–61.
23. Современный философский словарь / сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. С.-Петербург: Академический проект, 2015. 824 с.
24. Gibbs A., Kennedy D., Vickers A. Learning Outcomes, Degree Profiles, Tuning Project and Competences // Journal of the European Higher Education Area. 2012. № 15 (5). P. 71–87.
25. Серякова С. Б., Леванова Е. А., Пушкарева Т. В., Баскакова Я. А. Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы – теоретические положения и направления исследования // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 76–84.
Рецензия
Для цитирования:
Ульянина О.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ. Образование и наука. 2018;20(10):121-138. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-121-138
For citation:
Ulyanina O.A. PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF A PRACTICE-ORIENTED ENVIRONMENT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The Education and science journal. 2018;20(10):121-138. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-121-138