ДЕТЕРМИНАЦИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-78-89
Аннотация
В статье центральным понятием является профессионально-образовательное пространство, которое объединяет профессиональное становление, профессиональное образование и мир профессий. Целью работы стало изучение детерминации саморазвития личности в данном пространстве. Показаны две существующие в психологии тенденции анализа саморазвития, соответствующие субъектно-деятельнос- тному и культурно-историческому подходам. Феномены саморазвития, самодвижения, самодетерминации рассмотрены в контексте самоорганизующихся систем.
Представлены результаты эмпирического исследования субъектных свойств личности студентов и факторов, влияющих на их выбор стратегии саморазвития. Подтверждено выдвинутое на стадии гипотезы предположение, что саморазвитие личности обучающихся детерминируют в первую очередь два взаимообусловленных фактора: уровень развития ее способности к самоуправлению и взаимосвязь конструктов профессионально-образовательного пространства.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что перспективы саморазвития личности обусловлены внутренней и внешней мотивацией, степенью стремления к успеху и наличием профессиональной мобильно- сти. Выявленные особенности детерминации саморазвития личности в профессионально-образовательном пространстве могут послужить психологической основой проектирования профессионального будущего специалистов.
Об авторах
Э. Ф. ЗеерРоссия
член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета
И. В. Мешкова
Россия
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М., 1991. 229 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977. 224 с.
3. Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М., 2000. 451 с.
4. Бенин В. Л. Педагогика эпохи постнеклассической науки // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2012. No 6 (95). С. 122–135.
5. Гапонцева М. Г., Гапонцев В. А., Федоров В. А. Синергетика в педагогике: целесообразность переноса // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2008. No 9 (57). С. 100–109.
6. Завершнева Е. Ю. Виды причинности в современной психологии // Вопр. психологии. 2009. No 2. С. 21–34.
7. Зеер Э. Ф. Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека. Екатеринбург, 2008. 239 с.
8. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2003. No 5 (23). С. 79–90.
9. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Психология инновационного поведения. Томск, 2009. 240 с.
10. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. М., 2002. 414 с.
11. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина. М.: Ин-т философии РАН: Национал. общественно- науч. фонд, 2001. Т. 3: Н – С. С. 40.
12. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000. 416 с.
13. Татенко В. О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. 1995. Т. 16, No 3. С. 23–34.
14. Трофимова Ю. В. Два подхода к пониманию саморазвития как психологического феномена // Педагогика и психология. С. 42–46. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.asu.ru/ 2010/2–2/psyh/TheNewsOfASU-2010–2-2-psyh-04.pdf.
Рецензия
Для цитирования:
Зеер Э.Ф., Мешкова И.В. ДЕТЕРМИНАЦИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Образование и наука. 2012;1(9):78-89. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-78-89
For citation:
Zeer E.F., Meshkova I.V. Determination of Self-Development in the Vocational Educational Environment. The Education and science journal. 2012;1(9):78-89. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-78-89