ОБРАЗОВАНИЕ VERSUS КРЕАТИВНОСТЬ: ИСТОКИ ДЕМИСТИФИКАЦИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-90-105
Resumen
Статья посвящена сравнению архаического и современного вариантов осмысления креативности. Сравнительный анализ осуществлен средствами теологии – одной из возможных форм проявления общественного самосознания. Исследуя проблему понимания творчества, автор обращается к наследию М. Лютера – яркого представителя теологического отражения деархизации социума и мировосприятия человеком, а также к трудам других мыслителей: Л. Шестова, Ж. Батай, М. Бубера, М. Бахтина, Э. Левинас, М. Бланшо, Г. Марселя, М. Фуко, З. Баумана, Дж. Аганбена, В. Подороги и др. В статье предложено авторское толкование детерминации творчества, опирающееся на его немистифицированные основания, прежде всего на то, что дает человеку образование. Вывод состоит в признании трансформации теологии в посттеологию, в преодолении общинной доминанты в организации социальной жизни, в переосмыслении соответствующей трактовки природы и предельных оснований человеческой креативности. Материал статьи может найти применение в дальнейших исследованиях особенностей современного социума иего мировоззренческих доминант, атакже послужить продолжением дискуссии о месте образования в современном социуме и жизни отдельного человека.
Del autor
А. КисловRussian Federation
Referencias
1. Аганбен Дж. Грядущее сообщество. М., 2008.
2. Андрюхина Л. М. Креативность, креативные практики, креативный капитал: контексты и философские смыслы XXI века // Философия творчества, дискурс креативности, современные креативные практики: материалы междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2010.
3. Батай Ж. Теория религии // Теория религии. Литература и зло. Минск, 2000.
4. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
5. Бауман З. От паломника к туристу // Социол. журн. 1995. No 4.
6. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.
7. Бланшо М. Опыт-предел // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.
8. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
9. Кампиц П. Хайдеггер и Витгенштейн: критика метафизики – критика техники – этика // Вопр. философии. 1998. No 5.
10. Керимов Т. Х. Социальная гетерология. Екатеринбург, 1999.
11. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998.
12. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописании современного общества // Социо-логос. Общество и сферы смысла. М., 1991. Вып I.
13. Лютер М. О рабстве воли // Избр. произв. СПб., 1994.
14. Марсель Г. Против спасения // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.
15. Махлин В.Л. Бахтин и Запад (Опыт обзорной ориентации) // Вопр. философии. 1993. No 1.
16. Мерсер Н. Постмодернизм и рационализм. Заключительные титры или просто рекламная пауза? // Страницы. 1998. Т. 3, Вып. 2.
17. Милош Ч. Шестов, или О чистоте отчаяния // Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992. С. IX.
18. Подорога В. А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст, Ф. Каф- ка. М., 1995.
19. Сартр Ж.-П. Один новый мистик // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.
20. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: опыт адогматического мышления. Л., 1991.
21. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992.
22. Шестов Л. На весах Иова // Соч.: в 2 т. М., 1993. Т. 1.
23. Шестов Л. Potestas clavium (Власть ключей) // Соч.: в 2 т. М., 1993. Т. 1.
24. Morson G. S., Emerson C. Mikhail Bakhtin: Creation of Prosaics. Stanford (Calif.), 1990.
Recensión
Para cita:
Kislov A.G. Education Versus Creativity: the Origins of Demystification. The Education and science journal. 2012;1(9):90-105. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-90-105