СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация
Статья посвящена анализу специфики культурологии как сферы научного знания. Показан продолжающийся в течение последних двух десятилетий процесс становления и развития данной научной области и соответствующей вузовской дисциплины. На протяжении долгого времени научный прогресс двигался в направлении дифференциации предмета изучения, вычленения и исследования отдельных элементов реальности. На современном этапе созрела необходимость в интеграции гуманитарного знания, и эту задачу, по мнению автора, способна выполнить именно культурология, предназначение которой состоит в выявлении, систематизации и критическом анализе закономерностей социально-культурного развития человека и общества.
Очерчено проблемное поле рассматриваемой сферы знания, раскрыты тенденции современных культурологических исследований и на их основе обозначены направления научных изысканий в педагогике. Автор полагает, что культурологический анализ педагогической практики должен стать главным вектором прикладных культурологических исследований, а культурологический подход к формированию образовательных стандартов и учебных программ может стать основой для выхода из кризиса педагогической науки и образования.
Об авторе
И. Я. МурзинаРоссия
доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой культурологии Уральского государственного педагогического университета
Список литературы
1. Генова Н. М. Культурная политика в процессе модернизации инфраструктуры культурного пространства региона: автореф. дис. ... д-ра культурологии. Кемерово, 2011. 42 с.
2. Горяинова О. И. Культура повседневности в контексте методологии культурологического познания // Культурологический журнал. 2012. No1. [Электрон. ресурс]. URL: http://www.cr- journal.ru/files/file/06_2011_17_17_53_1309094273.pdf.
3. Костикова И. Перспективы гендерного образования в России / И. Костикова, А. Митрофанова и др. // Высш. образование в России. 2001. No 2. С. 68–75.
4. Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. М.: Смысл, 2010. 640 с.
5. Рыков С. П. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. 2001. No 7. С. 17–22.
6. Синецкий С. Б. Культурная политика XXI века: теоретико- методологические основания и условия осуществления: автореф. дис. ... д-ра культурологии. Челябинск, 2012. 48 с.
7. Социологические прогулки. Город ногами социолога. [Электрон. ресурс]. URL: http://www.urban-club.ru.
8. Теоретическая культурология / А. В. Ахутин, В. П. Визгин, А. А. Воронин и др. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. 624 с.
9. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электрон. ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/ 543.
10. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М.: Акад. проект, 2000. 496 с.
11. Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. / отв. ред. Д.Л.Спивак. СПб.: Алетейя, 2008. Т.I: Теория культуры. 432 с.
Для цитирования:
Мурзина И.Я. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЕ. Образование и наука. 2012;1(9):106-116. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-106-116
For citation:
Murzina I.Y. Current Proplems of Culture Studies and Education. The Education and science journal. 2012;1(9):106-116. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-106-116