Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИНТЕГРАТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-96-112

Полный текст:

Аннотация

Введение. В последние десятилетия в науке, в том числе в ее общественно-гуманитарной области, активно развиваются направления на стыке различных отраслей знания. Междисциплинарные исследования, благодаря которым происходит качественное соединение достижений разных наук, приобретают фундаментальное значение, поскольку они позволяют получить максимально полные сведения о том или ином изучаемом предмете либо явлении и найти варианты оптимальных решений для сложных исследовательских задач. Однако в интегративном тренде знаний обнаруживаются, по крайней мере, две проблемные зоны – онтологического и эпистемологического происхождения.
Цель исследования, которому посвящена статья, – раскрыть на примере музыкальной психологии потенциал междисциплинарного исследования и интеграции разнокачественных образований из нескольких дисциплин. 
Методология и методики. В работе использовались положения системно-интегративного подхода к изучению человека и концепции «метаиндивидуального мира» (МИМ), базирующейся на представлениях о гетерогенной, многокачественной, многодетерминированной природе полисистем.
Результаты и научная новизна. Очерчено и охарактеризовано предметное поле музыкальной психологии. Показано, что в настоящее время оно раздроблено на разнонаправленные составляющие из области психологии и музыкознания, связи между которыми слабо артикулированы. Причина заключается не только в разнородности базовых психологических и музыковедческих понятий, но и в несовпадении онтологического статуса объектов и предметов двух ключевых структурных компонентов обсуждаемой сферы. Вместе с тем явственно ощущается потребность их междисциплинарной интеграции и устранения эпистемологического дуализма в развитии научной отрасли. Впервые теоретически и логически сформулированы основания для введения понятий «музыковедческой» и «психоведческой» музыкальных психологий. Показаны различия между ними: если первая обращена к собственно музыкальному произведению, то вторая – к психике композитора и музыканта. И хотя они порождают неодинаковые феноменологии и внеположны друг другу, но движутся во встречном направлении. Поэтому акцентируется необходимость построения интегративной музыкальной психологии (ИМП) по типу психогенетики, психофизиологии, этнопсихологии или поведенческой географии. В качестве интеграционного прототипа предлагается концепция МИМ, которая допускает плюралистический взгляд на ИМП и в которой индивидуальность (личность, психика, сознание) и мир (внешние реалии, социальные группы, культура, искусство) рассматриваются в едином ключе. Выдвигается идея трансцендентности музыкальной психологии – двунаправленных переходов из одного ее предметного поля в другое. Главный смысл наличия таких переходов состоит в появлении феноменов инобытия как формы (способа) преодоления разрывов между предметными областями «психоведческой»
и «музыковедческой» музыкальной психологии. Изложенное исследование конкретизирует пути становления и укрепления ИМП и вносит свою лепту в методологию гуманитарно-общественных наук в целом.
Практическая значимость. Материалы публикации имеют важное прикладное значение для подготовки выпускников музыкальных и искусствоведческих специальностей. В учебно-воспитательном процессе следует использовать потенциал двух аспектов музыкальной психологии совместно, а не по отдельности, формируя и развивая у студентов умения и навыки трансцендентного восприятия и анализа музыкальных произведений.

Об авторах

Е. В. Барашкова
Пермский государственный институт культуры
Россия

профессор кафедры оркестрового дирижирования и народных инструментов, заслуженный работник культуры РФ



Л. И. Дробышева-Разумовская
Пермский государственный институт культуры
Россия

профессор, заведующая кафедрой специального фортепиано, заслуженный работник культуры РФ



Л. Я. Дорфман
Пермский государственный институт культуры
Россия

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин



Список литературы

1. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве. Москва: Смысл, 1997.

2. Дорфман Л. Я. Каузальный плюрализм и холизм в концепции метаиндивидуального мира // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13, № 1. С. 98–136.

3. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Системная интеграция индивидуальности человека. Москва: Институт психологии РАН, 2018.

4. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Москва: Педагогика, 1986.

5. Холопова В. Н. Теория музыкальных эмоций: опыт разработки проблемы // Музыкальная академия. 2009. № 1. С. 12–19.

6. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Москва, 2012.

7. Холопова В. Н. Мелодика. Москва: Музыка, 1984.

8. Juslin P. N., Isaksson S. Subjective criteria for choice and aesthetic judgment of music: A comparison of psychology and music students // Research Studies in Music Education. 2014. № 36 (2). P. 179–198. Available from: http://dx.doi.org/10.1177/1321103X14540259 (дата обращения: 19.12.2018)

9. Петров В. Социальная и культурная динамика: быстротекущие процессы (информационный подход). Санкт-Петербург: Алетейя, 2008.

10. Ильин Е. П., Сулейманов Р. Ф. Эмоциональные особенности музыкантов-инструменталистов в процессе становления их профессионального мастерства // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2006. Вып. 6. С. 42–50.

11. Токарева Г. В. Имплицитные эмоциональные предпочтения музыкантов-исполнителей // Художественное сознание: консолидация естественно-научного и гуманитарного подходов: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием / ред. Г. В. Акопов. Самара: ПГСГА, 2014. С. 195–200.

12. Абульханова К. Проблемы психологии искусства в школе С. Л. Рубинштейна // Творчество в искусстве – искусство творчества / под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. Москва: Наука; Смысл, 2000. С. 122–141.

13. Грязева-Добшинская В. Г. Феномены субъектности в современном искусстве // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 93–104.

14. Леонтьев А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 2. Москва: Педагогика, 1983. С. 232–239.

15. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. Москва: МГУ, 1998.

16. Петренко В. Ф. Психосемантика искусства. Москва: МАКС Пресс, 2014.

17. Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1. Москва: Педагогика, 1985.

18. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Санкт-Петербург: Композитор, 2008.

19. Hurley B. K., Fink L. K., Janata P. Mapping the dynamic allocation of temporal attention in musical patterns // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2018. № 44 (11). P. 1694–1711. Available from: http://dx.doi.org/10.1037/xhp0000563 (дата обращения: 19.12.2018)

20. Петров В. М. Дивергентное «расщепление» духовного мира и повседневные концепции Пространства – Времени (Дедуктивое конструирование в рамках системно-информационного подхода) // Мир психологии. 2012. № 4. С. 42–57.

21. Монасыпов К. Х. Проблемные методы обучения и воспитания скрипача в условиях клуба // Человек и современный клуб: Перестройка взаимоотношений / отв. ред. Л. Я. Дорфман. Пермь: Пермский гос. ин-т культуры, 1989. С. 183–186.

22. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. Москва: Республика, 1997.


Для цитирования:


Барашкова Е.В., Дробышева-Разумовская Л.И., Дорфман Л.Я. ИНТЕГРАТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Образование и наука. 2019;21(2):96-112. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-96-112

For citation:


Barashkova E.V., Drobysheva-Razumovskaya L.I., Dorfman L.Y. INTEGRATIVE MUSICAL PSYCHOLOGY. The Education and science journal. 2019;21(2):96-112. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-96-112

Просмотров: 138


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)