Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

АКТУАЛЬНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГОВ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС ЛИЧНОСТИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-113-131

Аннотация

Введение. В последнее время деятельность педагога осуществляется в условиях перманентного реформирования системы образования. Необходимость непрерывной адаптации к нововведениям сопровождается попытками сопротивления им и нарастающим напряжением, что способствует усилению деструктивных тенденций в психологическом состоянии педагога и увеличивает вероятность профессиональных кризисов, сопутствующих процессу профессионализации. При конструктивном разрешении кризиса происходят переход на следующую ступень профессионализма и обогащение профессионально-личностного потенциала педагога. Неблагополучный исход кризисной ситуации может стать причиной профессиональной стагнации и личностных деструкций. В свете этого актуально изучение особенностей протекания профессиональных кризисов у педагогов и поиск механизмов успешного выхода из них.
Цель статьи – представить результаты исследования актуальных смысловых состояний, возникающих у педагогов при переживании профессионального кризиса личности.
Методология и методы. Методологической основой работы был системный и феноменологический подходы. В качестве организационного метода применялись поперечные срезы. Сбор эмпирических данных осуществлялся на выборке учителей общеобразовательных школ посредством феноменологической анкеты «Переживание профессионального кризиса личности» и адаптированной версии теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Полученные результаты обрабатывались с использованием контент-анализа, сравнительного и частотного видов анализа.
Результаты и научная новизна. С опорой на труды отечественных и зарубежных ученых и результаты проведенных ранее собственных исследований авторы выдвинули гипотезу о том, что ситуация кризиса сопровождается рассогласованностью в сознании человека его профессионального прошлого, настоящего и будущего. Проведенное исследование показало, что только 19% педагогов, пребывающих в состоянии кризиса, обладали сбалансированными временны´ ми локусами. Вероятно, эти испытуемые находились на этапе выхода из кризиса и в их сознании уже произошла трансформация ценностей и смыслов. У подавляющего большинства учителей (81%) наблюдался смысловой десинхроз, выражающийся в «уходе» в какой-либо из временны´ х локусов (в прошлое, настоящее или будущее), т. е. в своего рода бегстве от кризисной ситуации, что, в свою очередь, проявлялось в снижении осмысленности жизни в целом. Сделан вывод о том, что фрагментарное восприятие временны´ х отрезков жизни приводит к усилению деструктивных тенденций в профессиональном развитии педагога и его стагнации.
Практическая значимость. Материалы публикации могут послужить основой для проектирования и реализации программ психолого-педагогического сопровождения педагогов с учетом особенностей их переживаний в период профессионального кризиса личности.

Об авторах

Н. О. Садовникова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
Россия

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой профессиональной педагогики и психологии



А. М. Мирзаахмедов
Наманганский инженерно-технологический институт, Наманган
Узбекистан

кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук



Список литературы

1. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief // American Journal of Psychiatry. № 101 (1944). Р. 141–148 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.nyu.edu/classes/gmoran/LINDEMANN.pdf (дата обращения: 13.07.2016)

2. Ulich D. [et al.] Psychologie der Krisenbewaeltigung eine Laengsschnittuntersuchung mit arbeitslosen Lehrern. Weinheim: Beltz, 1985. 244 p.

3. Fillip S.-H. & Aymanns P. Kritische Lebensereignisse und Lebenskrisen. Vom Umgang mit den Schattenseiten des Lebens. Stuttgart: Kohlhammer, 2010. 448 p.

4. Ulich D., Hausser K., Mayring Ph., Strehmel P., Kandler M., Degenhardt B. Psychologie der Krisenbewaeltigung eine Laengsschnittuntersuchung mit arbeitslosen Lehrern. Weinheim: Beltz, 1985. 244 p.

5. Kavan M. G., Guck T. P., Barone E. J. A Practical Guide to Crisis Management // American Family Physician. 2006. № 74 (7) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.aafp.org/afp/2006/1001/p1159.html (дата обращения: 10.12.2018)

6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. Москва: Академия, 2006. 240 с.

7. Солдатова Е. Л. Психологическое содержание нормативных кризисов развития личности взрослого человека // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2008. № 31 (131). С. 39–47 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soderzhanie-normativnyhkrizisov-razvitiya-lichnosti-vzroslogo-cheloveka (дата обращения: 27.11.2017)

8. Фонарев А. Р. Психология становления личности профессионала. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. 240 с.

9. Шаров А. С. Жизненные кризисы в развитии личности. Омск: ОмГТУ, 2005. 166 с.

10. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). Москва: МГУ, 1984. 200 с.

11. Жедунова Л. Г. Сознание и личность // Мир психологии. 2018. № 2 (94). С. 155–162.

12. Прохоров А. О. Теоретические и методологические аспекты проблемы неравновесных психических состояний // Психология состояний. Москва: Когито-Центр, 2011. 624 с.

13. Садовникова Н. О., Заннони Ф. Психологические особенности переживания педагогами профессионального кризиса личности // Образование и наука. 2018. № 3 (20). С. 83–99.

14. Садовникова Н. О. Профессиональный кризис личности педагога: содержание и основные признаки // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 400–411.

15. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Москва: Смысл, 2008. 511 с.

16. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга: Духовное познание, 1994. 224 с.

17. Шихи Г. Возрастные кризисы – ступени личностного роста. Санкт-Петербург: Ювента, 1999. 372 с.

18. Салихова Н. Р. Жизненное пространство личности в зависимости от барьерности или реализуемости ценностей // Известия Тульского государственного университета. Серия: Психология. 2006. № 6. С. 149–165.

19. Olson A. The theory of Self-actualization: mental illness, creative and art. Psychology Today [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https: www. psychologytoday.com/blog/theory-and-psychopatology/201308/the-theory-self-actualization (дата обращения: 13.07.2016).

20. Серый В. А. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с.

21. Sadovnikova N. O., Sergeeva T. B., Suraeva M. O., Kuzmina O. Y. Phenomenological Analysis of Professional Identity Crisis Experience by Teachers // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (14). P. 6898–6912.

22. Садовникова Н. О., Сергеева Т. Б. Смысложизненные ориентации педагогов в ситуации профессионального кризиса личности // Научный диалог. 2016. № 9 (57). С. 297–310.

23. Sery A., Yupitov A. Modification of Purpose-in-Life Test // 28 Congreso Interamericano de Psicologia. Santiago. Chili. 2001. P. 127.

24. Улановский А. М. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием. Москва: Смысл, 2012. 255 с.


Рецензия

Для цитирования:


Садовникова Н.О., Мирзаахмедов А.М. АКТУАЛЬНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГОВ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС ЛИЧНОСТИ. Образование и наука. 2019;21(2):113-131. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-113-131

For citation:


Sadovnikova N.O., Mirzaahmedov A.M. RELEVANT CONCEPTS OF A TEACHER’S STATE WHEN EXPERIENCING PROFESSIONAL IDENTITY CRISIS. The Education and science journal. 2019;21(2):113-131. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-113-131

Просмотров: 1568


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)