Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКМЕОЛОГИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-28-45

Полный текст:

Аннотация

В статье предпринята попытка исследования предмета педагогической акмеологии как развивающегося феномена, интегрирующего в себе сложную совокупность собственно педагогических, а также психологических, антропологических и социально значимых характеристик. Методологической основой исследования явилась диалектика – «единственный метод, способный схватить живую действительность в целом» (А. Ф. Лосев). Главным результатом авторских рассуждений и анализа существующих источников стало определение педагогической акмеологии как науки о закономерностях и путях в условиях специально организованного образовательного процесса предельно возможного раскрытия потенций человека и достижения оптимальных результатов позитивного прогрессивного развития личности; причем поскольку это комплексная область знания, то человек должен рассматриваться акмеологией и как субъект, и как индивид, и как индивидуальность – т. е. как целостный многомерный человек.

Важный вывод исследования: область педагогической акмеологии не может быть ограничена профессиональной деятельностью педагога, как это утверждалось ранее, а должна охватывать всю деятельность обучающегося – растущего, становящегося человека. Иначе говоря, в педагогической акмеологии не приемлем возрастной ценз, ограничивающий ее предмет деятельностью лишь «взрослого» человека. 

Об авторах

Н. К. Чапаев
Российский профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии общего и профессионального образования Российского профессионально-педагогического университета, Екатеринбург



К. В. Шевченко
ГБОУ СО «Дворец молодежи», г. Екатеринбург
Россия

директор Центра дополнительного образования детей «Дворец молодежи» (ГБОУ СО «Дворец молодежи») 



Список литературы

1. Акмеология: учеб. пособие / под ред. А. Деркача, В. Зазыкина. СПб.: Питер, 2003. 256 с.

2. Акмеология: учеб. / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2002. 650 с.

3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

4. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведениий. М.: Аспект Пресс, 1998. 376 с.

5. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998.

6. Большой психологический словарь / сост. и ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

7. Гастев А. К. Как надо работать: Практическое введение в научную организацию труда. М.: Экономика, 1972. 478 с.

8. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993.

9. ЗеерЭ.Ф.Психология профессий: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1997. 244 с.

10. История советской психологии труда. (20–30-е гг. XX века) / под ред. В. П. Зинченко, В. М. Муниповой, О. Г. Носковой. М.: МГУ, 1983. 360 с.

11. Климов Е. А. Введение в психологию труда: учеб. для вузов. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998. 350 с.

12. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 176 с.

13. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002.

14. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: ИЦПКС, 2001.

15. Лопес Е. Г. Развитие ключевых компетенций будущих ремесленников в процессе социально-профессионального воспитания: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 200 с.

16. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002. 528 с.

17. Профессионально-педагогические понятия: слов. / сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005.

18. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. 928 с.

19. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

20. Чапаев Н. К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: дис. ... д-ра. пед. наук. Екатеринбург, 1998. 462 с.

21. Шапоринский С. А. Вопросы теории производственного обучения. М.: Высш. шк., 1981. 183 с.


Для цитирования:


Чапаев Н.К., Шевченко К.В. К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКМЕОЛОГИИ. Образование и наука. 2012;1(10):28-45. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-28-45

For citation:


Tchapayev N.K., Shevchenko K.V. To the Issue of the Subject Definition of Pedagogic Acmeology. The Education and science journal. 2012;1(10):28-45. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-28-45

Просмотров: 672


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)