Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Управление региональными системами подготовки кадров

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-50-76

Полный текст:

Аннотация

Введение. На протяжении последних лет в экспертном сообществе активно дискутировались вопросы построения региональных систем подготовки кадров. Эти вопросы не сходят с повестки дня, несмотря на то, что в некоторых субъектах Российской Федерации к настоящему времени уже завершились или близки к окончанию проекты различных организаций федерального уровня, призванных стимулировать промышленный рост за счет пополнения кадрового состава производственного сектора высококвалифицированными специалистами. В ряде территорий (например, в Пермском крае, Республике Татарстан, Белгородской, Тамбовской областях и др.) отмечаются успешные практики обучения кадров, в которых остро нуждается региональная экономика. Однако целостных подходов к решению проблемы на уровне всей страны пока так и не сложилось. С точки зрения авторов публикации, неудовлетворительная социально-экономическая эффективность профессионального образования в значительной степени обусловлена недостаточным качеством его управления.

Цели статьи – представить итоги сравнительно-аналитического исследования содержания региональных программ развития профессионального образования  и стратегий  социально-экономического  развития  субъектов  Российской  Федерации,  а также  рекомендации  по  совершенствованию  таких программ как управленческого инструмента, обеспечивающего быстрое реагирование на изменения кадровых потребностей регионов и помогающего устранить дефицит квалифицированных работников.

Методология  и методы.  При  выполнении  исследования  применялись методы критериального и сопоставительного анализа, целеполагания, формализации и интерпретации результатов. Методы контент-анализа и анализа необходимости и достаточности применялись только по отношению к документам и материалам, находящимся в открытом доступе в сети Интернет. В качестве методологической базы управления региональными системами подготовки  кадров  рассмотрены  программно-целевые  и проектно-целевые  подходы и механизмы.

Результаты и научная новизна. Предложены и обоснованы критерии и показатели оценки продуктивности региональных программ развития профессионального образования. Выявлены и описаны общие недостатки и противоречия реализации данных программ, характерные не только для «типичных регионов», но и для некоторых «регионов-лидеров». Констатируется, что действующие  программы  не  могут  системно  качественно  и количественно удовлетворить потребности производственной сферы в квалифицированных специалистах, способных осваивать и внедрять передовые технологии. Комплексное решение данной проблемы требует коррекции и продвижения управленческой деятельности в двух относительно автономных направлениях – принятии мер по совершенствованию принципов проектирования обсуждаемых программ и ориентации их на использование современных подходов к развитию профессионального образования.

Практическая значимость. Сделанные авторами выводы относительно структуры  и содержания  программ  развития  профессионального  образования, организационных условий их оптимизации и результативности адресованы, в первую очередь, высшим органам исполнительной власти и органам управления образованием в субъектах Российской Федерации.

Об авторах

В. И. Блинов
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Россия

Блинов Владимир Игоревич – профессор, доктор педагогических наук, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций.

Москва.



И. С. Сергеев
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Россия

Сергеев Игорь Станиславович – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций.

Москва.



Е. Ю. Есенина
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Россия

Есенина Екатерина Юрьевна – доктор педагогических наук, ведущий научный  сотрудник  Научно-исследовательского  центра  профессионального образования и систем квалификаций.

Москва.


Л. Н. Куртеева
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Россия

Куртеева Лариса Надировна – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций.

Москва.



С. А. Осадчева
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Россия

Осадчева Светлана Анатольевна – заместитель руководителя Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций.

Москва.



Список литературы

1. Vollmer T. (Hrsg.), Kuhlmeier W., Mohorič A. Berufsbildung für nachhaltige Entwicklung. Modellversuche 2010–2013: Erkenntnisse, Schlussfolgerungen und Ausblicke. BIBB: Bonn, Deutschland, 2014. 236 р.

2. Hemkes B. Vom Projekt zur Struktur – Das Strategiepapier der AG „Berufliche Aus- und Weiterbildung“ [text]. W. Kuhlmeier, A. Mohorič, T. Vollmer (Hrsg.) Berufsbildung für nachhaltige Entwicklung. Modellversuche 2010–2013: Erkenntnisse, Schlussfolgerungen und Ausblicke. BIBB: Bonn, Deutschland, 2014. Р. 135–156.

3. Neises F., Zinnen H. Target groups and main support focuses of programmes in the action area of training // BWP magazine. Support through programmes. 2018. № 5. Р. 7–9.

4. Büchter K. Programme support as a political strategy – critical questions regarding objectives and effectiveness // BWP magazine. Support through programmes. 2018. № 5. Р. 15–21.

5. Моисеев А. И. Управление образованием – относительно самостоятельная научная дисциплина // Мир образования. 1997. № 5. С. 78–82.

6. Кириллов В. П. Методологические аспекты формирования системы управления средним профессиональным образованием в регионах // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2008. № 1 (3). С. 20–25.

7. Филатов С. А. Формирование новой модели управления региональной системой профессионального образования // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Новосибирск: НГУЭУ, 2010. С. 238–244.

8. Кириллов П. В. Проектирование модели управления региональной системой профессионального образования: новые вызовы времени // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2013. № 1 (13). С. 89–94.

9. Голышев И. Г. Проектирование региональной модели управления интеграцией профессионального образования и производства // Образование и наука. 2011. № 8 (87). С. 15–23.

10. Секерин В. Д., Горохова А. Е. Совершенствование управления региональной системой профессионального образования как фактор устойчивого экономического роста // Экономики и социум: современные модели развития. 2012. № 3. С. 244–251.

11. Ковалев А. В. Управление развитием региональной системы начального профессионального образования (на примере Оренбургской области). Оренбург, 2008. 203 с.

12. Зиньковский Ю. В. Управление развитием региональной системы профессионального образования. С.-Петербург, 2007. 19 с.

13. Химин Е. Б. Управление развитием системы профессионального образования на региональном уровне: механизмы и инструменты. Красноярск, 2010. 157 с.

14. Патрахина Т. Н. Долгосрочная целевая программ как механизм государственного управления развитием системы профессионального образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5 (48). С. 293–295.

15. Афанасьев В. Г. Программно-целевое планирование и управление // Будущее науки. Москва: Знание, 1982. С. 16–34.

16. Программно-целевое управление развитием образования / под ред. А. М. Моисеева. Москва: Педагогическое общество России, 1999. 189 с.

17. Холина Л. А. Механизм программно-целевого управления развитием региональной системы среднего профессионального образования. Новосибирск, 2004. 199 с.

18. Аверкин В. Н. Организационно-педагогические условия осуществления региональной программы развития образования. Новгород: РЦРО, 1995. 81 с.

19. Сладкова Н. М. Система управления образовательными проектами в регионе. Москва, 1999. 23 с.

20. Гутник Г. В. Проектное управление качеством образования в регионе // Стандарты и мониторинг. 2001. № 2. С. 18–28.

21. Голышев И. Г. Технологические аспекты проектно-целевого подхода к управлению региональной системой профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2010. № 1 (79). С. 25–31.

22. Подчалимова Г. Н., Травкина Н. Н., Некрасова Л. В. Региональная практика проектного управления системой среднего профессионального образования // Педагогическое образование и наука. 2018. № 1. С. 17–23.

23. Волошина И. А., Лейбович А. Н., Новиков П. Н. и др. Формирование системы профессиональных квалификаций: словарно-справочное пособие. Москва: Перо, 2016. 48 с.

24. Блинов В. И. [и др.] Профессиональная педагогика: в 2 ч. / под общ. ред. В. И. Блинова. Москва: Юрайт, 2017. 374 с.

25. Попов М. С. Взаимодействие федеральной и региональных программ развития образования на современном этапе. Москва, 2003. 199 с.


Для цитирования:


Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю., Куртеева Л.Н., Осадчева С.А. Управление региональными системами подготовки кадров. Образование и наука. 2019;21(3):50-76. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-50-76

For citation:


Blinov V.I., Sergeev I.S., Esenina E.Y., Kurteeva L.N., Osadcheva S.A. Management of regional training systems. The Education and science journal. 2019;21(3):50-76. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-50-76

Просмотров: 36


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)