Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Профессионально-пропедевтический консилиум в вузе

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-175-193

Полный текст:

Аннотация

Введение. Претворение в жизнь концепции инклюзивного образования на территории Российской Федерации закреплено нормативно-правовыми актами. Государством поставлена задача организации обучения, в том числе на высшей ступени профессиональной подготовки, лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако одним из серьезных препятствий на пути к достижению указанной цели, помимо проблем формирования безбарьерной среды обучения в вузе, является неготовность к новым требованиям и инклюзивной деятельности подавляющего большинства представителей профессорско-преподавательского корпуса. При разработке и реализации адаптированных образовательных профессиональных программ (АОПП) для студентов, принадлежащих к различным нозологическим группам, преподаватели нуждаются в регулярных консультациях и квалифицированной помощи специалистов в области медицины, дефектологии, педагогической и коррекционной психологии.

Цель статьи – обосновать целесообразность создания в вузе профессионально-пропедевтического консилиума как особой, постоянно действующей системы (структурного подразделения) для курирования и поддержки процесса профессиональной подготовки лиц с ОВЗ.

Методология и методики. Методологическую базу исследования составили  инклюзивный  и пропедевтический  подходы  к образованию,  а также принципы экосистемности – мульти-, меж-, транс- и кроссдисциплинарность. В ходе работы использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, систематизация, обобщение.

Результаты и научная новизна. В связи с тем, что сегодня на разных уровнях власти декларируется необходимость обеспечения профессиональной трудоспособности лиц с ОВЗ для обретения ими достаточного уровня социальной и материальной независимости и предупреждения социального иждивенчества, в высшей профессиональной школе происходит изменение вектора социальной политики в отношении данной категории граждан – от оказания им образовательных услуг к переориентации на их социализацию. Согласно заявленному  в государственной  стратегии  развития  высшего  образования предоставлению  всем  равных  возможностей  доступа  к профессиональному обучению, в некоторых крупных университетах уже функционируют структурные подразделения (ресурсные центры, включающие дефектологические факультеты и кафедры), способствующие удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью. Вместе с тем в многочисленных исследованиях констатируется, что далеко не все сотрудники вузов  готовы  к работе  со  студентами,  имеющими  нарушения  в сенсорной и опорно-двигательной сферах. В высших учебных заведениях, только приступающих к инклюзивному обучению и не обладающих в полной мере внутренними ресурсами для такой деятельности, предлагается организовывать профессионально-пропедевтические консилиумы (ППК), в состав которых войдут специалисты, осуществляющие медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и оказывающие комплексную помощь педагогам при решении специфических вопросов инклюзивного образования.

Обозначены миссия, цель и задачи вузовского ППК. Представлена его структура, в которой выделены организационно-сетевой, медико-социальный и учебно-методический блоки. Определены функциональные обязанности специалистов и экспертов, объединенных в каждом из блоков ППК.

Практическая  значимость.  Принципы  работы  ППК  и предлагаемая структура АОПП, учитывающая клинический диагноз и физические возможностей студента с ОВЗ, могут быть взяты за основу реализации инклюзивного обучения в вузе.

Об авторах

Н. Н. Малярчук
Тюменский государственный университет
Россия

Малярчук Наталья Николаевна – доктор педагогических наук, заведующий кафедрой возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования.



Г. М. Криницына
Тюменский государственный университет
Россия

Криницына Галина Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования.



Е. В. Пащенко
Тюменский государственный университет
Россия
Пащенко Елена Владимировна – аспирант, ассистент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования.


В. В. Пивненко
Тюменский государственный университет
Россия

Пивненко Валерия Витальевна – аспирант, ассистент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования.



Список литературы

1. Ketrish E. V., Dorozhkin E. M., Permyakov O. M., Tretyakova N. V., Andryukhina T. V., Mantulenko V. V. Building of Projecting Competence Among Future Teachers in the Conditions of Introduction of Inclusive Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. № 15. P. 8237–8251. Available from: http://www.ijese.net/makale/1077 (дата обращения: 14.12.2018)

2. Дегтева Л. В., Литвиненко И. Л. Анализ социально-экономических показателей инклюзивного образования в России // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 5. С. 276–284.

3. Малярчук Н. Н., Криницына Г. М., Пащенко Л. П. Предупреждение социального иждивенчества лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. Сборник статей. Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 53. Ч. IV. С. 84–90.

4. Тюмасева З. И., Третьякова Н. В. Онтогенетические основы специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=26148 (дата обращения: 14.12.2018)

5. Алехина Н. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.

6. Волосникова Л. М., Толстиков А. В., Ефимова Г. З., Малярчук Н. Н. О готовности педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде: региональный аспект // Стратегии формирования инклюзивной среды: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Вуз как гетерогенная организация: стратегия формирования инклюзивной среды». Великий Новгород, Санкт-Петербург, 17–19 мая 2016 года / сост. М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, ред.-сост. Н. В. Богатенкова. Санкт-Петербург: СПб АППО, 2016. С. 221–228.

7. Tsakiridou H., Polyzopoulou K. «Greek Teachers’ Attitudes toward the Inclusion of Students with Special Educational Needs» // American Journal of Educational Research. 2014. № 2.4. P. 208–218. DOI:10.12691/education-2–4-6

8. Jones P., West E. Teacher education: Reflections upon teacher education in severe difficulties in the USA: shared concerns about quantity and quality // British journal of special education. 2009. Vol. 36, issue 2. P. 69–75.

9. Криницына Г. М., Малярчук Н. Н. Характеристика особых образовательных потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья // Наука нового времени: сохраняя прошлое – создаем будущее. С.-Петербург: КультИнформПресс, 2017. С. 137–139.

10. Малофеев Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения (по материалам доклада Европейского агентства по развитию специального образования) // Дефектология. 2005. № 5. С. 3–18.

11. Forlin C., Chambers D. Teacher preparation for inclusive education: Increasing knowledge but raising concerns // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2011. Vol. 39. № 1. DOI: 10.1080/1359866X.2010.540850. Available from: http://www.academia.edu/1385196/ (Accessed 18 October 2015)

12. Liventseva N. A. Problems of implementation of inclusive education in the USA and European countries // Journal of Modern Foreign Psychology. 2012. Vol. 1, № 1. P. 20. Available from: http://psyjournals.ru/en/jmfp/2012/n1/51428.shtml (дата обращения: 18.10.2015)

13. Романович Н. А. Особенности профориентации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного профессионального образования // Инклюзивное профессиональное образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 21–22 ноября 2014 г. / отв. ред. М. В. Овчинников. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2015. С. 56–59.

14. Прохорова И. Н., Птушкин Г. Г. НГТУ – региональный ресурсный центр в системе инклюзивного профессионального образования // Инклюзия в образовании. 2016. № 1. С. 134–139 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.tisbi.ru/home/science/inclusion-journal/ (дата обращения: 18.10.2015)

15. Мелина Е. В. Функции и этапы комплексного сопровождения студентов с ОВЗ в условиях негосударственного вуза // Инклюзия в образовании. 2016. № 1. С. 69–74.

16. Флотская Н. Ю., Буланова С. Ю., Усова З. М. Опыт реализации инклюзивного образования в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М. В. Ломоносова // Инклюзивное профессиональное образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 21–22 ноября 2014 г. / отв. ред. М. В. Овчинников. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2015. С. 250–252.

17. Малярчук Н. Н., Криницына Г. М. Пропедевтические технологии в реализации интенсивного пути развития инклюзивного образования // Инклюзия в образовании. 2017. № 1 (5). С. 60–65.

18. Fedorov V. A., Tretyakova N. V. Quality management of educational institutions in protecting students’ health: conceptual and structural-functional innovations // Scientific bulletin of National Mining University. 2015. Vol. 6. № 150. P. 134–143. Available from: http://nvngu.in.ua/index.php/ru/glavnaya/1169-ruscat/arkhiv-zhurnala/2015/soderzhanie-6–2015/ekonomika-i-upravlenie/3286-upravlenie-kachestvom-zdorovesberegayushchej-deyatelnosti-obrazovatelnykh-organizatsij-kontseptualnye-i-strukturno-funktsionalnye-innovatsii (дата обращения: 14.12.2018)

19. Tretyakova N. V., Fedorov V. A., Abramov D. V., Kalimulin D. M. Educational Institution Health Service Management: Key Aspects of Communication and Interaction Within the Team // IEJME-Mathematics Education. 2016. Vol. 11. № (8). P. 2841–2857 Available from: http://www.iejme.com/makale/902 (дата обращения: 14.12.2018)

20. Малярчук Н. Н., Криницына Г. М., Пащенко Л. П. Роль инклюзивного пропедевтического центра в предупреждении социального иждивенчества детей с ограниченными возможностями здоровья // International Dialogues on Education: Past and Present. February. 2017. Vol. 4. № 1.

21. Davydova N. N., Dorozhkin Е. М., Fedorov V. A. Innovative process development in the framework of scientific educational network: Management model// Naukovyi Visnyk Natsіonalnoho Hіrnychoho Unіversitetu. 2016. № 5. P. 157–163. Available from: http://nvngu.in.ua/index.php/ru/glavnaya/1343-ruscat/arkhiv-zhurnala/2016/soderzhanie-5–2016/ekonomika-i-upravlenie2/3759-razvitie-innovatsionnykh-protsessov-v-usloviyakh-nauchno-obrazovatelnoj-seti-model-upravleniya (дата обращения: 14.12.2018)

22. Davydova N. N., Dorozhkin Е. М., Fedorov V. A. Problems and model of management of development of the scientific-educational networking // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. EpSBS. 2018. Vol. XXXV (19 February). № 32. P. 281–289. DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.31. Available from: http://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/VolumeXXXIVRPTSS201/ (дата обращения: 14.12.2018)

23. Криницына Г. М., Малярчук Н. Н. Ресурсы социального партнерства в инклюзивном пространстве: из опыта работы негосударственного Центра речевого и познавательного развития «Речь» // Материалы Международного конгресса практиков инклюзивного образования, приуроченного к 20-летию обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Университетом управления «ТИСБИ». г. Казань, 15–17 февраля 2016 г. / под ред. Н. М. Прусс. Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2016. С. 200–205.

24. Волосникова Л. М., Чимаров В. М., Малярчук Н. Н. К вопросу о теории и практике инклюзивного образования // Валеология. 2015. № 1. С. 37–42.


Рецензия

Для цитирования:


Малярчук Н.Н., Криницына Г.М., Пащенко Е.В., Пивненко В.В. Профессионально-пропедевтический консилиум в вузе. Образование и наука. 2019;21(3):175-193. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-175-193

For citation:


Malyarchuk N.N., Krinitzyna G.M., Pashchenko E.V., Pivnenko V.V. Professional propaedeutic council in the university. The Education and science journal. 2019;21(3):175-193. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-175-193

Просмотров: 866


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)