Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ТЕХНОЛОГИЯ САМООПРЕДЕЛЯЕМОГО ОБУЧЕНИЯ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-4-162-182

Полный текст:

Аннотация

Введение. Дополнительное профессиональное образование является стратегическим ресурсом кардинальных трансформаций, которые происходят в настоящее время в сфере образования и суть которых в общем виде заключается в необходимых отстранении и отказе от предметно-информирующей образовательной модели обучения и переходе к конструированию модели профессионального саморазвития и самоопределения.
Цель статьи – раскрыть суть дополнительного профессионального развития педагога как процесса самоопределения и становления его управленческой позиции. Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что технология соответствующего обучения выступает институциональной формой освоения и реализации практик дополнительного профессионального образования педагогов как поэтапного становления «Человека возможного» в профессиогенезе и антропологического самоопределения взрослого обучающегося.
Методология и методы. Методологической основой работы послужила компаративная образовательная стратегия дополнительного профессионального образования, которая воплощается в модели самоопределяющегося образования взрослых, ориентированного на формирование способности человека управлять собственным развитием в нестабильном мире посредством освоения новых типов культуры мышления и поведения. Методы исследования управленческой позиции педагогов включали систему мероприятий: интервью, результаты групповых рефлексий, контент-анализ, использование методик включенного наблюдения с видеозаписью учебных занятий и образовательных продуктов.
Результаты и научная новизна. Комплекс диагностических методик позволил выявить управленческие  позиции педагогов («исполнитель», «лидер», «стратег»), а также их способность проектировать ситуации собственного развития и выстраивать систему управленческих задач. В качестве наиболее адекватного технологической схеме самоопределяемого обучения в исследовании апробирован механизм проектно-ресурсного управления, регламентирующий движение обучающегося в образовательном пространстве от действий, осуществляемых в конкретной ситуации в соответствии с существующими обстоятельствами к деятельности, детерминированной локальной целью; затем – к рефлексии собственной деятельности, чтобы придать ей статус новой нормы; и, наконец, – к рефлексии изменений своей позиции. Установлено, что траектория развития «Человека возможного» в профессиогенезе начинается от освоения предмета и средств деятельности (исполнитель), пролегает через наращивание средств в преобразовании специального предмета деятельности (лидер) к конструированию новых эталонов предмета и средств деятельности (стратег). Авторы вводят в научный оборот новое понятие «антропологическое самоопределение взрослого человека в образовательном процессе» как этапы и результат становления собственной управленческой позиции, выработки новой личностной идентичности в изменяющихся жизненных обстоятельствах.

Практическая значимость исследования состоит в продемонстрированных возможностях проектирования образовательных программ, обеспечивающих соорганизацию взрослых обучающихся в едином событийно-деятельностном пространстве благодаря запуску механизмов проектно-ресурсного управления через систему управленческих задач.

Об авторах

Г. А. Игнатьева
Нижегородский институт развития образования
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и андрагогики



О. В. Тулупова
Нижегородский институт развития образования
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики



С. В. Матчина
Нижегородский институт развития образования
Россия

аспирант кафедры педагогики и андрагогики



Список литературы

1. Кристенсен К., Энтони С., Рот Э. Теория инноваций как инструмент предсказания отраслевых изменений / пер. с англ. Москва: Альпина Паблишер, 2018. 400 с.

2. Давиденко А. А. Нелинейное мышление и его проявления в профессиональной деятельности учителя // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2016. № 2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nelineynoe-myshlenie-i-ego-proyavleniya-v-professionalnoydeyatelnosti-uchitelya (дата обращения: 02.03.2019).

3. Кохановский В. П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 320 с.

4. Калашникова Е. М. Методологическое значение компаративистского подхода в современном социальном познании // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskoe-znachenie-komparativistskogopodhoda-v-sovremennom-sotsialnom-poznanii (дата обращения: 02.03.2019).

5. Игнатович Е. В. Хьютагогика как зарубежная концепция самостоятельного обучения // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hyutagogika-kak-zarubezhnayakontseptsiya-samostoyatelnogo-obucheniya (дата обращения: 02.03.2019).

6. Gazi Y. Issues Surrounding a Heutagogical Approach in Global Engineering Education Paper presented at 2014 // ASEE Annual Conference & Exposition. June 2014. Indianapolis, Indiana. Available from: https://peer.asee.org/20722 (accessed: 02.03.2019).

7. Остапенко А. А., Хагуров Т. А. Антропологические модели образования: от образа Божия к неогностицизму: основания антропологического кризиса современного светского образования // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 80–104.

8. Колесникова И. А. Основы андрагогики. Москва: Академия, 2003.

9. с.

10. Гордин А. И. Некоторые подходы к раскрытию сущности понятия «ценностное самоопределение взрослого человека» // Образование и общество, 2009. № 2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.jeducation.ru/2_2009/57.html (дата обращения: 02.03.2019).

11. Koh H., Kim J., Lee H. Аnalysis of structural relation among adult learners’ self-determination, academic engagement, satisfaction, and behavioral intention // International Journal of Technical Research and Applications. Special Issue 22. July. 2015. P. 68–71.

12. Gorozidis G. S., Papaioannou A. G. Teachers’ achievement goals and self-determination to engage in work tasks promoting educational innovations // Learning and Individual Differences. 2016. № 49. P. 46–58.

13. Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive Modernization: Politics, Tradition and Aesthetics in the Modern Social Order. California: Stanford University, 1994. 222 р.

14. Selwyn N. Reflexivity and technology in adult learning. Available from: http://www.seminar.net/files/NeilSelwyn-ReflexityAndTechnology.pdf (accessed: 02.03.2019).

15. Игнатьева Г. А. Самообучающаяся организация как модель повышения квалификации педагога // Высшее образование в России. 2005. № 9. С. 56–60.

16. Игнатьева Г. А. Ситуационно-позиционная модель повышения квалификации учителя // Интеграция образования. 2006. № 2. С. 72–79.

17. Лукьянова М. И. О профессионально-личностном самоопределении учителя в полипарадигмальном пространстве педагогической реальности // Известия Саратовского университа. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. № 2. С. 207–212.

18. Саитбаева Э. Р. Феномен и образовательная поддержка самоопределения педагога-профессионала // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 17. С. 298–302.

19. Краснов С. И. Самоучитель саморазвитию. Раздел 1 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://humanproject.ru/publ/krasnov_s_i_samouchitel_samorazvitiju_razdel_1/1–1-0–5. (дата обращения: 02.03.2019).

20. Игнатьева Г. А., Тулупова О. В. Проектно-ресурсное управление инновациями в образовании: антропологическая проекция // СИСП. 2015. № 5 (49) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektno-resursnoe-upravlenie-innovatsiyami-v-obrazovanii-antropologicheskayaproektsiya (дата обращения: 02.03.2019).

21. Давыдов В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности: доклад на методологическом семинаре Московского психологического общества 22 декабря 1997 г. // Последние выступления / под ред. Е. Шайтере. Рига: Эксперимент, 1998. С. 5–19.

22. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: ИНТОР, 1996. 544 с.

23. Phillips J. J., Bothell T. W., Snead G. L. The project management scorecards. Amsterdam: Elseiver, 2003. 353 p.

24. Mbugua F., Rarieya J. F. A. Collaborative strategic planning: myth or reality? // Educational Management Administration & Leadership. 2014. Vol. 42. № 1. P. 99–111. DOI: 10.1177/1741143213499258

25. Hickman G. R. Leading Organizations: Perspectives for a New Era.

26. Third Edition. SAGE Publications, Inc: University of Richmond, 2015. 808 p.

27. Бармин Н. Ю., Игнатьева Г. А. Проектирование регионального сетевого института инновационного образования // Интеграция образования. 2011. № 1. С. 91–97.


Для цитирования:


Игнатьева Г.А., Тулупова О.В., Матчина С.В. ТЕХНОЛОГИЯ САМООПРЕДЕЛЯЕМОГО ОБУЧЕНИЯ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ. Образование и наука. 2019;21(4):162-182. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-4-162-182

For citation:


Ignatieva G.A., Tulupova O.V., Matchinа S.V. TECHNOLOGY OF SELF-DETERMINED LEARNING AS A NEW FORMAT OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF TEACHERS. The Education and science journal. 2019;21(4):162-182. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-4-162-182

Просмотров: 120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)