Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИГРОВОЙ МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-4-183-207

Полный текст:

Аннотация

Введение. Профессионализм сотрудников организаций и учреждений, от которых зависит как жизнь и здоровье отдельных людей, так и безопасное функционирование различных объектов, должен быть максимально высоким. Это в полной мере относится к кадровому составу системы Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России. Однако существует противоречие между ужесточившимися в технологически развитом обществе требованиями к компетентности молодых офицеров, заканчивающих ведомственные вузы, и невозможностью с помощью только типовых традиционных методик, по-прежнему превалирующих в высшем образовании, добиться наличия у выпускников должного комплекса характеристик, в совокупности обеспечивающих оптимизацию профессиональной деятельности.
Цель статьи – представить авторскую методику игрового обучения курсантов вузов системы МЧС России, предназначенную для освоения практических умений и навыков, необходимых при проведении аварийно-спасательных работ и тушении пожаров.
Методология и методики. В ходе работы были задействованы методы системного анализа, синтеза и моделирования профессиональной деятельности; положения ассоциативно-рефлекторной теории, теорий контекстного, модульного, проблемного, рефлексивного и игрового обучения и теории развития мотивации.
Результаты и научная новизна. На основе взаимосвязанных элементов педагогических теорий и дидактических принципов, объединенных общей научно-методической задачей, был создан методический инструментарий поэтапного формирования и закрепления организационно-управленческих компетенций у молодых офицеров ГПС. При разработке методики, целенаправленно устраняющей недостатки образования будущих пожарных и пробелы в их знаниях, практических умениях и навыках, учитывались мониторинговые показатели результатов подготовки выпускников Ивановской пожарноспасательной академии (ИПСА).

Методика, системно реализующаяся в виде деловых игр на протяжении всего цикла обучения в вузе, включает последовательное индивидуальное и групповое выполнение пожарно-прикладных, тактико-специальных нормативов и поиск решений пожарно-тактических кейсов. Соревновательность, усиливающая позитивную динамику учебного процесса, и контекстное содержание деловых игр, сценарии которых строятся на реалистичных ситуациях из области пожаротушения и осуществления аварийно-спасательных операций на различных объектах социально-промышленной, жилищно-бытовой и транспортной инфраструктур, вызывают интерес курсантов и стимулируют их мотивацию к совершенствованию собственных деловых качеств. Достоинствами предлагаемой методики являются также возможность конструирования различных схем практических занятий за счет модульного принципа их проектирования; развитие у курсантов навыков командного взаимодействия, приобретение ими профессионального опыта при ролевом исполнении обязанностей начальников пожарно-спасательных отделений и караулов; формирование готовности быстро адаптироваться к новым обстоятельствам и справляться с нестандартными проблемами в условиях ограниченного времени; вырабатывание у молодых офицеров способностей к критическому мышлению, рефлексии своей деятельности и определению направлений профессионального роста.
Практическая значимость. Апробация описанной в статье методики продемонстрировала значительное улучшение результатов подготовки курсантов ИПСА, что подтверждается, в частности, повышением успеваемости по специальным дисциплинам. Перспективность данного методического инструмента состоит в том, что его внедрение в образовательный процесс позволяет более рационально перераспределять фонд учебного времени и расширять базу практических модулей для конструирования деловых игр с целью развития новых актуальных профессиональных компетенций обучающихся.

Об авторах

В. В. Булгаков
Ивановская пожарно-спасательная академия государственной противопожарной службы МЧС России
Россия

кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника

 



А. А. Лазарев
Ивановская пожарно-спасательная академия государственной противопожарной службы МЧС России
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного надзора и экспертизы пожаров (в составе учебно-научного комплекса «Государственный надзор»)

 



Е. П. Коноваленко
Ивановская пожарно-спасательная академия государственной противопожарной службы МЧС России
Россия

начальник кафедры государственного надзора и экспертизы пожаров (в составе учебно-научного комплекса «Государственный надзор»)



Т. А. Мочалова
Ивановская пожарно-спасательная академия государственной противопожарной службы МЧС России
Россия

кандидат биологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры государственного надзора и экспертизы пожаров (в составе учебно-научного комплекса «Государственный надзор»)



Список литературы

1. Порошин А. А., Шишков М. В., Стрельцов О. В., Лазарева Э. В., Рюмина С. И. Методика оценки готовности к профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования ГПС МЧС России // Актуальные проблемы пожарной безопасности: сборник материалов XXVIII международной научно-практической конференции, 19–20 мая 2016 г. Ногинск: ВНИИПО МЧС России, 2016. С. 7–16.

2. Стрельцов О. В., Лазарева Э. В. Оценка профессиональной подготовленности выпускниками учебных заведений высшего профессионального образования ГПС МЧС России // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. Т. 2. № 1 (4). С. 289–293.

3. Бирштейн М. М. Советские деловые игры 30-х годов и проблемы развития современной производственной условной игры (деловые игры и их программное обеспечение). Москва: Статистика, 1980. 316 с.

4. Бирштейн М. М. Производственные игры. Первые шаги // ЭКО. 1978. № 6. С. 55–59.

5. Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. 1982. № 3/39. С. 17–21.

6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 64–76.

7. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 1. Москва: Педагогика, 1983. С. 303–323.

8. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра: сборник текстов. Москва: Наследие, 2004. 285 с.

9. Рыбальский В. И. Деловые игры в учебном процессе: Программированное обучение. Киев, Высшая школа, 1980.

10. Эльконин Д. Б. Психология игры. Москва: Владос-пресс, 1999. 360 с.

11. Сыроежин И. М. Проблема обучения хозяйственного руководителя // Современная высшая школа. 1978. № 2. С. 55.

12. Сыроежин И. М., Вербицкий А. А. Методика разработки и использования деловых игр как формы активного обучения студентов. Москва: НИИВШ, 1981. 48 с.

13. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник. Москва: Профиздат, 1991. 156 с.

14. Багатырова М. Н. Возможности игровых методов в обучении студентов // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 187–188.

15. Журавлев А. Г., Шиков А. Н. Современные автоматизированные обучающие системы с применением игровых форм обучения // Инновации в образовании. 2015. № 4. С. 111–119.

16. Золотых Н. В., Нестеренко Д. И., Кадина И. В. Деловая игра как одна из форм организации учебного процесса, ее структура и функции // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 2 (132). С. 78–83.

17. Эзрох Ю. С. Игровая методика стимулирования мотивации и успешности учебной деятельности студентов-экономистов младших курсов // Образование и наука. 2014. № 7 (116). С. 87–102.

18. Arnab S., Berta R., Earp J., de Sara F., Popescu M., Romero M., Usart M. Framing the adoption of serious games in formal education // Electronic Journal of E-Learning. 2012. № 10 (2). P. 159–171.

19. Barzilai S., Blau I. Scaffolding game-based learning: Impact on learning achievements, perceived learning, and game experiences // Computers and Education. 2014. № 70. P. 65–79. DOI: 10.1016/j.compedu.2013.08.003

20. Pourabdollahian B., Taisch M., Kerga E. Serious Games in Manufacturing Education: Evaluation of Learners’ Engagement // Procedia Computer Science. 2012. № 15. P. 256–265. DOI: 10.1016/j.procs.2012.10.077

21. Plass J. L., Homer B. D., Kinzer C. K. Foundations of Game-Based Learning // Educational Psychologist. 2015. № 50 (4). P. 258–283. DOI: 10.1080/00461520.2015.1122533

22. Sandusky S. Gamification in Education // ASBBS American Society of Business and Behavioral Sciences. 2014. № 21 (1). P. 32–39. DOI: 10.1007/978–3-319–10208–5

23. Антонова Т. А. Учебная игра в профессиональном образовании // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 8 (50). С. 129–131.

24. LuísFardo M. The gamification of learning and instruction: game-based methods and strategies for training and education // Conjectura: Filos. Educ. 2013. № 18 (1). P. 201–206. DOI: 10.1145/2207270.2211316

25. Erhel S., Jamet E. Digital game-based learning: Impact of instructions and feedback on motivation and learning effectiveness // Computers and Education. 2013. № 67. P. 156–167. DOI: 10.1016/j.compedu.2013.02.019

26. Giannakos M. N. Enjoy and learn with educational games: Examining factors affecting learning performance // Computers and Education. 2013. № 68. P. 429–439. DOI: 10.1016/j.compedu.2013.06.005

27. Ганиев Р. Р. Использование активных методов обучения студентов по военно-профессиональным дисциплинам и тактико-специальной подготовке на военных кафедрах при гражданских вузах // Управление устойчивым развитием. 2016. № 6 (07). С. 113–117.

28. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989. 304 с.

29. Ржевская Ю. Е., Хайруллина А. Р., Грязнов А. Н. Игровые технологии как форма и метод обучения в вузе // Наука и образование: проблемы и перспективы: сборник материалов ежегодной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Университета управления «ТИСБИ», 01 декабря 2017 г. Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2017. С. 240–247.

30. Цыбин П. О., Иванова И. Н. Методика организации и проведения игровой формы обучения // Молодежь и наука. 2016. № 5. С. 28–31.

31. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2006. 368 с.

32. Большакова Т. А., Меркурьева Л. А., Тутукина Н. В., Ушакова О. Ю. Деловая игра как метод активного обучения студентов // Интерактивные подходы к обеспечению образовательной деятельности в учреждениях высшего и среднего образования: сборник статей. Москва: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 2017. С. 117–121.

33. Поляков С. В., Костихина Н. М. Деловая игра как активный метод обучения // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения: сборник материалов III региональной научно-практической конференции, 12 февраля 2016 г. Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2016. С. 145–150.

34. Князева О. А. Игровые формы занятий как способ повышения мотивации студентов к обучению // Проектирование и реализация образовательного процесса на основе ФГОС ВО: сборник материалов XLIII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 22–23 марта 2016 г. Тула: Тульский государственный педагогический университет, 2016. С. 148–150.

35. Засыпкин Н. В. Об опыте повышения учебной мотивации курсантов через игровые формы обучения // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2017. Т. 4. № 4. С. 49–51.

36. Борисова Е. В., Сангаджиева Н. А. Деловые игры в подготовке специалистов МЧС // Гуманитарный вестник. 2015. № 2 (33). С. 38–40.

37. Зайцев А. Н., Работкина О. Е. Деловая игра как форма интерактивного обучения в вузе МЧС России при формировании практических навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2016. Т. 2. № 1 (7). С. 114–116.

38. Шнайдер Н. В., Шнайдер А. В., Романова И. Н. Сюжетно-ролевая игра как средство активизации познавательной деятельности курсантов в Уральском институте ГПС МЧС России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5–2. С. 145–149.

39. Белорожев О. Н. Деловая игра как метод подготовки курсантов вузов МЧС России к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях // Педагогическое образование в России. 2016. № 2. С. 98–102.

40. Коменский Я. А. Великая дидактика / пер. с лат. А. Щепинский. Санкт-Петербург, 1893. 326 с.

41. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика. 416 с.

42. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. Москва: Просвещение, 1966. 423 с.

43. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума: особенности умственной деятельности школьников. 2-е изд. Гатчина: Ленинградский областной институт экономики и финансов, 2003. 318 с.

44. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высшая школа, 1991. 207 с.

45. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 277 с.

46. Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. Москва: Народное образование, 1996. 160 с.

47. Оконь В. Основы проблемного обучения. Москва: Просвещение, 1968. 208 с.

48. Лернер И. Я. Проблемное обучение. Москва: Знание, 1974. 64 с.

49. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие. Москва: КДУ, 2009. 190 с.

50. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. Санкт-Петербург: Питер, 2004.541 с.

51. Щедровицкий Г. П. Мышление – Понимание – Рефлексия. Москва: Наследие ММК, 2005. 800 с.

52. Метаева В. А. Профессиональная рефлексия в последипломном образовании: учебное пособие. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2005. 85 с.

53. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / перевод с английского. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 352 с.

54. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. Москва: Московский университет, 1971. 38 с.

55. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. Москва: Знание, 1983. 96 с.


Рецензия

Для цитирования:


Булгаков В.В., Лазарев А.А., Коноваленко Е.П., Мочалова Т.А. ИГРОВОЙ МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ. Образование и наука. 2019;21(4):183-207. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-4-183-207

For citation:


Bulgakov V.V., Lazarev A.A., Konovalenko E.P., Mochalova T.A. PRACTICAL TRAINING OF OFFICERS OF THE STATE FIRE SERVICE THROUGH GAME-BASED LEARNING. The Education and science journal. 2019;21(4):183-207. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-4-183-207

Просмотров: 1144


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)