Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

«ПРИОРИТЕТНЫЙ СПОР» МЕЖДУ КОШИ И МАКЛОРЕНОМ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОЙ ОШИБКИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-126-134

Аннотация

Обычному человеку – школьнику, студенту, специалисту – приходится осваивать большой объем математической информации, преимущественно по книгам. При этом речь идет об общепринятых определениях и доказанных теоремах, т. е. о продукте работы математиков. В то же время в повседневной жизни достаточно сложно найти тексты, выявляющие генезис того или иного конкретного математического утверждения, или тексты, посвященные деятельности математика. Настоящая статья вносит определенную лепту в установление баланса, поскольку описывает процесс изобретения автором одной математической теоремы. Рефлексия по поводу проделанной работы позволяет проиллюстрировать некоторые дуалистические свойства математики. Помимо деятельностно-продуктивного дуализма в статье иллюстрируется то обстоятельство, что математическое утверждение возникает сложным, подчас противоречивым, внелогическим путем, и лишь впоследствии получает обоснование – строгое дедуктивное доказательство (индуктивно-дедуктивный дуализм). Кроме того, в статье выявляется взаимосвязь между индивидом и социумом, взаимное влияние друг на друга автора и его коллег, как близких, так и отдаленных в пространстве и времени (личностно-социальный дуализм). Таким образом, анализ процесса изобретения конкретной математической теоремы позволяет выявить фундаментальные дуалистические свойства, присущие не только математике, но и другим научным дисциплинам.

Статья адресована, прежде всего, преподавателям, аспирантам истудентам– всем представителям естественнонаучных итехнических специальностей, которые интересуются математикой. 

Об авторе

А. В. Ястребов
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль
Россия

кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского



Список литературы

1. Арнольд В. И. Что такое математика? М.: МЦНМО, 2008.

2. Арнольд В. И. Нужна ли в школе математика? М.: МЦНМО, 2004.

3. Калинин С. И. Средние величины степенного типа. Неравенства Коши и Ки Фана. Киров: ВГГУ, 2002.

4. Нейман Дж. Фон. Математик // Природа. 1983. No 2. С. 88–95.

5. Фихтенгольц Г. М. Курс дифференциального и интегрального исчисления. Т. I. М.: Наука, 1966.

6. Харди Г. Г., Литтльвуд Дж. Е., Полиа Г. Неравенства. М.: Гос. изд-во иностранной литературы, 1948.

7. ЯстребовА.В.Мультипликативные неравенства Ки Фана и гомотетии вещественной прямой // Математ. вестн. пед. и ун- тов Волго-Вятского региона. Вып. 14: Период. межвуз. сб. науч.- метод. работ. Киров: ВятГГУ, 2012. С. 203–221.

8. Ястребов А. В. Явное выражение кривой Ки Фана // Математика и физика, экономика и технология и совершенствование их преподавания: материалы Междунар. конф. «Чтения Ушинского» физико-математического факультета. Ярославль: ЯГПУ, 2012.

9. Ястребов А. В. Аналитическое доказательство теоремы Маклорена об уточнениях неравенства Коши // Ярославский педагогический вестник. 2012. No 4. Серия «Естественные науки».


Рецензия

Для цитирования:


Ястребов А.В. «ПРИОРИТЕТНЫЙ СПОР» МЕЖДУ КОШИ И МАКЛОРЕНОМ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОЙ ОШИБКИ. Образование и наука. 2012;1(10):126-134. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-126-134

For citation:


Yastrebov A.V. «Priority Dispute» between Cauchy and Maclaurin or the History of a Mistake. The Education and science journal. 2012;1(10):126-134. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-126-134

Просмотров: 1414


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)