«ПРИОРИТЕТНЫЙ СПОР» МЕЖДУ КОШИ И МАКЛОРЕНОМ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОЙ ОШИБКИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-126-134
Аннотация
Обычному человеку – школьнику, студенту, специалисту – приходится осваивать большой объем математической информации, преимущественно по книгам. При этом речь идет об общепринятых определениях и доказанных теоремах, т. е. о продукте работы математиков. В то же время в повседневной жизни достаточно сложно найти тексты, выявляющие генезис того или иного конкретного математического утверждения, или тексты, посвященные деятельности математика. Настоящая статья вносит определенную лепту в установление баланса, поскольку описывает процесс изобретения автором одной математической теоремы. Рефлексия по поводу проделанной работы позволяет проиллюстрировать некоторые дуалистические свойства математики. Помимо деятельностно-продуктивного дуализма в статье иллюстрируется то обстоятельство, что математическое утверждение возникает сложным, подчас противоречивым, внелогическим путем, и лишь впоследствии получает обоснование – строгое дедуктивное доказательство (индуктивно-дедуктивный дуализм). Кроме того, в статье выявляется взаимосвязь между индивидом и социумом, взаимное влияние друг на друга автора и его коллег, как близких, так и отдаленных в пространстве и времени (личностно-социальный дуализм). Таким образом, анализ процесса изобретения конкретной математической теоремы позволяет выявить фундаментальные дуалистические свойства, присущие не только математике, но и другим научным дисциплинам.
Статья адресована, прежде всего, преподавателям, аспирантам истудентам– всем представителям естественнонаучных итехнических специальностей, которые интересуются математикой.
Об авторе
А. В. ЯстребовРоссия
кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского
Список литературы
1. Арнольд В. И. Что такое математика? М.: МЦНМО, 2008.
2. Арнольд В. И. Нужна ли в школе математика? М.: МЦНМО, 2004.
3. Калинин С. И. Средние величины степенного типа. Неравенства Коши и Ки Фана. Киров: ВГГУ, 2002.
4. Нейман Дж. Фон. Математик // Природа. 1983. No 2. С. 88–95.
5. Фихтенгольц Г. М. Курс дифференциального и интегрального исчисления. Т. I. М.: Наука, 1966.
6. Харди Г. Г., Литтльвуд Дж. Е., Полиа Г. Неравенства. М.: Гос. изд-во иностранной литературы, 1948.
7. ЯстребовА.В.Мультипликативные неравенства Ки Фана и гомотетии вещественной прямой // Математ. вестн. пед. и ун- тов Волго-Вятского региона. Вып. 14: Период. межвуз. сб. науч.- метод. работ. Киров: ВятГГУ, 2012. С. 203–221.
8. Ястребов А. В. Явное выражение кривой Ки Фана // Математика и физика, экономика и технология и совершенствование их преподавания: материалы Междунар. конф. «Чтения Ушинского» физико-математического факультета. Ярославль: ЯГПУ, 2012.
9. Ястребов А. В. Аналитическое доказательство теоремы Маклорена об уточнениях неравенства Коши // Ярославский педагогический вестник. 2012. No 4. Серия «Естественные науки».
Рецензия
Для цитирования:
Ястребов А.В. «ПРИОРИТЕТНЫЙ СПОР» МЕЖДУ КОШИ И МАКЛОРЕНОМ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОЙ ОШИБКИ. Образование и наука. 2012;1(10):126-134. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-126-134
For citation:
Yastrebov A.V. «Priority Dispute» between Cauchy and Maclaurin or the History of a Mistake. The Education and science journal. 2012;1(10):126-134. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-126-134