Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Готовность будущих учителей к реализации системно-деятельностного подхода как педагогический феномен

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-43-61

Полный текст:

Аннотация

Введение. В основу концепции Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в настоящее время заложены идеи системно-деятельностного подхода (СДП), согласно которому ученик становится полноправным субъектом педагогического процесса, а учебная деятельность строится на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Главное предназначение этого подхода - пробудить у обучающегося интерес к познанию окружающего мира, приобщить его к опыту самообразования, воспитать личность с активной жизненной позицией. Способность учителя проектировать и осуществлять собственную профессиональную деятельность с опорой на положения СДП является ключевой предпосылкой успешного выполнения им своих трудовых обязанностей в современных реалиях, что указывает на объективную необходимость формировать у студентов педагогических вузов соответствующие умения и навыки. Однако пока идеология СДП, логика и закономерности ее воплощения в общеобразовательной школе недостаточно осмыслены научно-педагогическим сообществом. Следует прежде всего пересмотреть укоренившиеся представления о роли и функциях учителя и исходя из этого внести серьезные коррективы в программы профессиональной подготовки и все компоненты образовательной практики.

Цели изложенной в статье работы заключаются во всестороннем рассмотрении феномена «готовность будущих учителей к реализации системнодеятельностного подхода» и разработке его научно обоснованной модели.

Методология и методы. Методологическую базу изыскания составил симбиоз теорий системного и деятельностного подходов к организации образовательного процесса. Кроме анализа, сравнения и обобщения содержания зарубежных и российских научно-методических источников, имеющих отношение к заявленной проблеме, и метода моделирования, использовались такие эмпирические методы исследования, как открытое наблюдение, беседы и интервью.

Результаты и научная новизна. Обозначены особенности применения в учительской практике СДП. Проанализированы варианты интерпретации характеризующих его центральных понятий, перечень которых предлагается пополнить «готовностью будущих учителей к реализации системно-деятельностного подхода». Теоретически обоснована структурно-содержательная модель подобной готовности, выделены ее мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный уровни. Сформулированы критерии и показатели оценки компетентности выпускников педвузов с точки зрения СДП. Представленная авторами структурно-содержательная модель способна выполнять роль ориентира при комплектовании адекватного требованиям ФГОС содержания вузовских программ педагогического образования. Уточнение содержательных компонентов модели с учетом специализации студентов и специфики осваиваемых ими учебных дисциплин позволит трансформировать данный теоретический конструкт в матрицу целей профессиональной подготовки учителей.

Практическая значимость. Материалы проведенного исследования задают вектор выбора и проектирования процессуально-технологических процедур формирования у будущих педагогов необходимых компетенций. Описанный критериальный аппарат может служить рамочной основой для разработки инструментария их диагностики.

Об авторах

О. В. Тумашева
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Россия

Тумашева Ольга Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике 

Красноярск,



Н. А. Кириллова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Россия

Кириллова Надежда Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики преподавания математики 

Абакан



Е. А. Михалкина
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Россия

Михалкина Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и методики преподавания математики 

Абакан



Список литературы

1. Shukshina T. I., Gorshenina S. N., Buyanova I. B., Neyasova I. A. Practice-Oriented Teachers’ Training: Innovative Approach // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (16). P. 9125-9135. Available from: http://www.ijese.net/makale/1152 (дата обращения 6.05.17).

2. Гуцу Е. Г., Смирнова Е. Т. Деятельность многопредметной кафедры по формированию профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов // Образование и наука. 2017. № 19 (5). С. 72-97 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-72-91 (дата обращения 25.02.2019)

3. Тумашева О. В. Методическая подготовка будущего учителя: погружение в профессиональную реальность // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 63-70.

4. Марголис А. А., Сафронова М. А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014- 2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 5-24. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi:10.17759/pse.2018230101 (дата обращения 25.02.2019).

5. Smith K. Partnerships in Teacher Education - Going Beyond the Rhetoric, with Reference to the Norwegian Context // CEPS Journal. 2016. № 6 (3). Р. 17-36. Available from: http://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1128734.pdf (дата обращения 31.07.2017).

6. Jao L. Shifting Pre-Service Teachers’ Beliefs About Mathematics Teaching: the Contextual Situation of a Mathematics Methods Course // International Journal of Science and Mathematics Education. 2017. № 15 (5). P. 895-914. Available from: https://link.springer.com/article/10.1007/s10763-016-9719-9 (дата обращения 25.02.2019).

7. Gonzalez G., Eli J. Prospective and in-service teachers’ perspective about launching a problem // Journal of Mathematics Teacher Education. 2017. № 20 (2). P. 159-201. Available from: https://doi.org/10.1007/s10857-015-9303-1. (дата обращения 25.02.2019).

8. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.

9. Жук Л. В. Методика формирования готовности будущих учителей математики к применению метапредметных технологий обучения // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2018. № 1 (19). С. 135-141. DOI 10.23951/2307-6127-2018-1-135-141.

10. Сериков В. В. О подготовке учителя в соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности педагога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 8-13 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/91/8-13.pdf (дата обращения 5.03.2019).

11. Пенская Ю. К., Просвирова И. Г., Цымбал С. Н. Подготовка будущего учителя математики к работе в современных условиях изменения школьного математического образования // Вестник ТГПУ. 2015. № 11 (164). С. 41-46. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/penskaya_y._k._41_46_11_164_2015.pdf. (дата обращения 5.03.2019).

12. Румянцева Н. В. Модель развития готовности студентов - будущих учителей к реализации межпредметной интеграции как способа формирования универсальных учебных действий младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 6. С. 56-59 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.24158/spp.2018.6.9 (дата обращения 5.03.2019).

13. Wang Z., Utemov V. V., Krivonozhkina E. G., Liu G., Galushkin A. A. Pedagogical Readiness of Mathematics Teachers to Implement Innovative Forms of Educational Activities // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. № 14 (1). P. 543-552. Available from: DOI 10.12973/ejmste/80613 (дата обращения 24.01.2019).

14. Popov L. M., Puchkova I. M., Ustin P. N. Formation of psychological readiness for professional activity: competence approach // IEJME - Mathematics Education. 2016. № 11 (4). P. 819-827. Available from: http://www.iejme.com/download/formation-of-psychological-readiness-for-professional-activitycompetence-approach.pdf (дата обращения 24.01.2019)

15. Дьяков Е. П., Сорока Е. Г. Формирование готовности к инновационной деятельности у будущих IT-специалистов в процессе обучения в вузе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 4 (16). С. 144-150.

16. Chavan M., Carter L. Management students - expectations and perceptions on work readiness // International Journal of Educational Management. 2018. № . 32 (5). P. 825-850. Available from: https://doi.org/10.1108/IJEM-10-2016-0219 (дата обращения 6.02.2019).

17. Соколова И. И., Пискунова Е. В., Сергиенко А. Ю. Исследование готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности в свете стандартов и требований работодателя // Человек и образование. 2015. № 1 (42). С. 11-15.

18. Ковалева Н. Н., Величко А. В. Условия и механизмы формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Евразийский научный журнал. 2016. № 5. С. 34-38.

19. Добрачева А. Н. Педагогические условия формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров профиля «Технология» при изучении общетехнических дисциплин // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 100-105 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ (дата обращения 24.01.2019)

20. Куликова Т. А., Пронина Н. А. Формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 3 (192). С. 84-90. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-3-84-90

21. Earnest D., Julie M., Amador J. M. Lesson planimation: prospective elementary teachers’ interactions with mathematics curricula // Journal of Mathematics Teacher Education. 2019. Vol. 22. P. 37-68. Available from: https://link.springer.com/article/10.1007/s10857-017-9374-2 (дата обращения: 26.02.2019)

22. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способностей человека. Москва: Логос, 1996. 320 с.

23. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 16-24.

24. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: научно-методическое пособие. Москва: Эйдос; Институт образования человека, 2012. 63 с.

25. Тоистева О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 198-202.


Для цитирования:


Тумашева О.В., Кириллова Н.А., Михалкина Е.А. Готовность будущих учителей к реализации системно-деятельностного подхода как педагогический феномен. Образование и наука. 2019;21(5):42-60. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-43-61

For citation:


Tumasheva O.V., Кirillova N.A., Mikhalkina E.A. The readiness of future teachers to the implementation of system-activity approach as a pedagogical phenomenon. The Education and science journal. 2019;21(5):42-60. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-43-61

Просмотров: 148


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)