Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Феномен утраты неявного знания высшей школой: причины и последствия. Часть II

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-62-86

Полный текст:

Аннотация

  Первую часть статьи см.: Образование и наука. 2019. Т. 21, № 4. С. 61-92.

Введение. Реализация стратегической задачи по вхождению России в число пяти крупнейших экономик мира актуализирует исследовательский поиск способов и факторов, которые обеспечат повышение качества человеческого капитала страны. Очевидно, что обязательным условием решения этой задачи должно быть создание целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров.

Цель представленного в статье исследования - аргументированно, с опорой на статистические данные показать, что избранная в последнее время стратегия реформирования российской высшей школы ведет к утрате в вузовской среде неявного знания, определяющего качество и эффективность научно-образовательной деятельности. Этот процесс как в содержательных, так и процессуальных аспектах негативно отражается на функционировании и развитии системы обучения и препятствует профессиональному совершенствованию представителей научного и научно-педагогического сообщества.

Методология и методы. Методологической базой выполненной работы были ключевые положения системного подхода и индуктивный метод исследования. Кроме того, использовались общенаучные методы: аналитический обзор статистических источников и литературы по обсуждаемой проблеме, обобщение и сопоставление. При оценке динамики изменения нормативов финансирования вузов в разных регионах РФ (Свердловской, Челябинской областях и Республике Дагестан) был задействован метод сравнительного анализа.

Результаты и научная новизна. Обоснована правомерность тезиса об утрате неявного знания в высшей школе, косвенным подтверждением чему служит тенденция поступательного сокращения защит кандидатских и докторских диссертаций при значительном снижении патентной активности в университетах и активности по получению доходов от результатов интеллектуальной деятельности. Доказывается, что внедренный в вузах принцип нормативно-подушевого финансирования служит главным «инструментом», уничтожающим неявное знание: в существующей системе уровень нагрузки преподавателя увеличивается настолько, что заниматься исследованиями, связанными с читаемыми курсами, становится невозможно, вследствие чего падает качество образования. Предложена формула расчета количества студентов, которое позволит соблюсти нормативы показателя средней заработной платы профессорско-преподавательского состава (ППС) при определенном числе дисциплин, которые ведутся одним преподавателем. На примере направления «Менеджмент» продемонстрировано, что при ежегодном выделении для нового набора абитуриентов 25 бюджетных мест преподаватель профильных курсов вынужден читать не менее 5 дисциплин. При отсутствии коммерческого набора студентов, сопоставимого с бюджетным, и дополнительных источников финансирования будет сокращаться численность ППС и увеличиваться нагрузка каждого преподавателя. Сформулированы предложения по сохранению и воспроизводству кадрового потенциала государственных вузов, состоящие в пересмотре показателей эффективности их деятельности и разработке финансовых инструментов, стимулирующих достижение необходимых результатов.

Практическая значимость. Материалы публикации могут быть полезны для специалистов управления образованием, при выборе стратегии вуза, прогнозировании объема сокращений ППС и доходов, которые должен получать вуз для сохранения кадрового потенциала.

Об авторе

Е. В. Романов
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
Россия

Романов Евгений Валентинович - доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента 

Researcher ID E-4543-2017

Магнитогорск



Список литературы

1. Балацкий Е. В. Синдром аритмии реформ в системе высшего образования // Журнал новой экономической ассоциации. 2014. № 4 (24). С. 111-140.

2. Вызовы и перспективы развития университетов в России. Интервью главного редактора А. К. Клюева с ректором НИУ «Высшая школа экономики» Я. И. Кузьминовым // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22 (4). С. 5-8.

3. Кузьминов Я. И., Песков Д. Н. Дискуссия «Какое будущее ждет университеты» // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 202-233. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-202-233

4. Заборова Е. Н., Глазкова И. Г., Маркова Т. Л. Дистанционное обучение: мнение студентов // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 131-139.

5. Edwards M. R., Clinton M. E. A study exploring the impact of lecture capture availability and lecture capture usage on student attendance and attainment // Higher Education. 2018. 05 June. DOI: 10.1007/s10734-018-0275-9. Available from: https://rd.springer.com/article/10.1007/s10734-018-0275-9

6. Johnston A. N. B., Massa H., Burne T. H. J. Digital lecture recording: A cautionary tale // Nurse Education in Practice. 2013. № 13. P. 40-47.

7. Traphagan T., Kucsera J. V., Kishi, K. Impact of class lecture webcasting on attendance and learning // Educational Technology Research and Development. 2010. № 58 (1). P. 19-37.

8. Турыгин О. М. Внутренние источники увеличения финансирования инвестиций в основной капитал компании // Экономика региона. 2018. Т. 14, вып. 4. С. 1498-1511. DOI: 10.17059/2018-4-34

9. Романов Е. В. Высшее образование: состояние и перспективы развития // Экономическая политика. 2018. Т. 13, № 3. С. 182-205. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-3-08


Рецензия

Для цитирования:


Романов Е.В. Феномен утраты неявного знания высшей школой: причины и последствия. Часть II. Образование и наука. 2019;21(5):61-85. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-62-86

For citation:


Romanov E.V. The phenomenon of tacit knowledge loss in high school: Causes and consequences. Part II. The Education and science journal. 2019;21(5):61-85. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-62-86

Просмотров: 741


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)