Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-113-130

Аннотация

Введение. Одно из стратегических направлений модернизации современного образования - его технологическая диверсификация посредством сочетания в учебном процессе традиционного и электронно-медийного форматов приобретения знаний, умений и навыков. Смешанное обучение является сегодня драйвером инновационного развития высшей школы во всем мире. Его роль заключается в обеспечении адаптивной индивидуализированной профессиональной подготовки каждого студента. В связи с этим важно осмыслить и оценить возможности педагогических моделей подобного обучения, использующихся при реализации программ высших учебных заведений.

Цель статьи - теоретическое и практическое обоснование степени эффективности структурно-функционального содержания существующих моделей смешанного обучения, которые определяют в настоящее время специфику организации образовательного процесса в российских и зарубежных вузах.

Методология и методики. Методологической базой исследования служил системный подход. В ходе работы применялись методы ретроспективного и сравнительного анализа. На этапе сбора эмпирических данных проводилось анкетирование студентов и преподавателей.

Результаты и научная новизна. Рассмотрены имеющиеся определения смешанного обучения и сопоставлены его педагогические модели, в качестве параметров сравнения которых выступали их доминирующий функциональный признак, принципы проектирования и основные компоненты. На основе обобщения и систематизации теоретического и практического опыта построения интегративной дидактической системы обучения в условиях электронной образовательной среды вуза модели классифицированы на институциональные, технологические, дидактические и синергетические. Описан каждый из типов данных моделей, показаны особенности и достоинства отдельных их видов. Сделан вывод об отсутствии единства в понимании сущности смешанного обучения. Дана авторская трактовка этого понятия.

Практическая значимость. Материалы публикации могут быть востребованы при проектировании, внедрении и диагностике результативности моделей смешанного обучения или их компонентов в практике конкретных вузов.

Об авторах

Т. Ю. Плетяго
Тюменский государственный университет
Россия

Плетяго Татьяна Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений Института государства и права 

Researcher ID: V-1149-2018

Тюмень



А. С. Остапенко
Тюменский государственный университет
Россия

Остапенко Анна Сергеевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Института социально-гуманитарных наук 

Researcher ID: V-1105-2018

Тюмень



С. Н. Антонова
Тюменский государственный университет
Россия

Антонова Светлана Николаевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Института социально-гуманитарных наук

Researcher ID: U-9910-2018

Тюмень



Список литературы

1. Garrison D. R., Kanuka H. Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education // The Internet and Higher Education. 2004. № 7 (2). P. 95-105.

2. Drysdale J. S., Graham C. R., Spring K. J., Halverson L. R. An analysis of research trends in dissertations and these studying blended learning // Internet and Higher Education. 2013. № 17 (1). P. 90-100.

3. Dziuban C., Hartman J., Cavanagh T., Moskal P. Blended Courses as Drivers of Institutional Transformation // Kitchenham A. Blended Learning Across Disciplines: Models for Implementation. Hershey: PA: IGI Global, 2011. P. 17-37.

4. Garnham C., Kaleta R. Introduction to hybrid courses // Teaching with Technology Today. 2002. March 20. № 8 (6). Available from: https://hccelearning.files.wordpress.com/2010/09/introduction-to-hybrid-course1.pdf (дата обращения 16.08.2018 г.).

5. Halverson L. R., Graham C. R., Spring K. J., Drysdale J. S., Henrie C. R. A thematic analysis of the most highly cited scholarship in the first decade of blended learning research // The Internet and Higher Education. 2014. № 20. P. 20-34.

6. Пьяных Е. Г., Немчанинова Ю. П. Смешанное обучение как эффективная форма работы с магистрами в области естественно-научного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 7. С. 257-260.

7. Стариченко Б. Е., Семенова И. Н., Слепухин А. В. Понятийный аппарат электронного, дистанционного и смешанного обучения в методологии парадигмального подхода // Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Сборник международной научно-практической конференции. Екатеринбург: ИРРО, 2014.

8. Титова C. B., Филатова А. В. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков. Москва: П-Центр, 2010. 100 с.

9. Graham C. R. Blended learning systems: Definition, current trends, and future directions // Bonk C. J., Graham C. R. The handbook of blended learning: Global perspectives, local designs. San Francisco, CA: Pfeiffer Publishing, 2006. P. 3-21.

10. Procter C. T. Blended Learning in Practice // Education in a Changing Environment Conference Proceedings. 2003. Available from: https://www.researchgate.net/publication/277177316 (дата обращения 16.08.2018 г.).

11. Driscoll M. Blended learning: Let’s get beyond the hype // E-learning. 1 (4). 2002. P. 1-4.

12. Osguthorpe R. T., Graham C. R. Blended learning environment: Definitions and directions // Quarterly Review of Distance Education. 2003. 4. P. 227-234. Available from: http://www.infoagepub.com/index.php?id=89&i=58 (дата обращения 16.08.2018 г.).

13. Тихомирова Н. В. Образовательный процесс в электронном университете: условия и направления трансформации // Открытое образование. 2011. № 3. С. 71 - 77. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/v/obrazovatelnyy-protsess-v-elektronnom-universitete-usloviya-i-napravleniya-transformatsii (дата обращения 16.08.2018 г.).

14. Фомина А. С. Смешанное обучение в вузе: институциональный, организационно-технологический и педагогический аспекты // Теория и практика общественного развития. № 21. 2014. С. 272-279. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/21/pedagogics/fomina.pdf (дата обращения 16.08.2018 г.).

15. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: технология проектирования учебного процесса // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 58. С. 20-27.

16. Семенова И. Н., Слепухин А. В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 68-74.

17. Кун К. «E-Learning - электронное обучение» // Информатика и образование. 2007. № 6. С. 16-18.

18. Bonk C. J., Graham C. R. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, local designs. San Francisco, CA: Pfeifer, 2006.

19. Staker H., Horn M. B. Classifying K-12 Blended Learning. Available from: http://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/04/Classifying-K-12-blended-learning.pdf

20. Фандей В. А. Смешанное обучение: современное состояние и классификация моделей смешанного обучения // Информатизация образования и науки. 2011. № 4 (12).

21. Norberg A., Dziuban C., Moskal P. A Time Based Blended Learning Model. On the Horizon. 2011. Vol. 19. Issue 3. P. 207-216. Available from: http://dx.doi.org/10.1108/10748121111163913 (дата обращения 16.08.2018 г.).

22. Bosch C. Promoting Self-Directed Learning through the Implementation of Cooperative Learning in a Higher Education Blended Learning Environment. Johannesburg, SA: Doctoral dissertation at North-West University, 2016.

23. Picciano A. G. An integrated Multimodal Model for Online Education. Theories and frameworks for online education: Seeking an integrated model // Online Learning. 2017. № 21 (3). P. 166-190. DOI: 10.24059/olj.v21i3.1225

24. Garrison D. R., Vaughan N. D. Blended learning in higher education: Framework, principles, and guidelines. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2008. DOI: 10.1002/9781118269558. Publisher: John Wiley & Sons

25. Wang Y., Han X., Yang J. Revisiting the Blended Learning Literature: Using a Complex Adaptive Systems Framework // Educational Technology & Society. 2015. № 18 (2). P. 380-393.


Рецензия

Для цитирования:


Плетяго Т.Ю., Остапенко А.С., Антонова С.Н. Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики. Образование и наука. 2019;21(5):112-129. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-113-130

For citation:


Pletyago T.Yu., Ostapenko A.S., Antonova S.N. Pedagogical models of blended learning: On the experience of Russian and foreign practice of design and implementation. The Education and science journal. 2019;21(5):112-129. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-113-130

Просмотров: 2257


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)