Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-113-130

Texto completo:

Resumen

Введение. Одно из стратегических направлений модернизации современного образования - его технологическая диверсификация посредством сочетания в учебном процессе традиционного и электронно-медийного форматов приобретения знаний, умений и навыков. Смешанное обучение является сегодня драйвером инновационного развития высшей школы во всем мире. Его роль заключается в обеспечении адаптивной индивидуализированной профессиональной подготовки каждого студента. В связи с этим важно осмыслить и оценить возможности педагогических моделей подобного обучения, использующихся при реализации программ высших учебных заведений.

Цель статьи - теоретическое и практическое обоснование степени эффективности структурно-функционального содержания существующих моделей смешанного обучения, которые определяют в настоящее время специфику организации образовательного процесса в российских и зарубежных вузах.

Методология и методики. Методологической базой исследования служил системный подход. В ходе работы применялись методы ретроспективного и сравнительного анализа. На этапе сбора эмпирических данных проводилось анкетирование студентов и преподавателей.

Результаты и научная новизна. Рассмотрены имеющиеся определения смешанного обучения и сопоставлены его педагогические модели, в качестве параметров сравнения которых выступали их доминирующий функциональный признак, принципы проектирования и основные компоненты. На основе обобщения и систематизации теоретического и практического опыта построения интегративной дидактической системы обучения в условиях электронной образовательной среды вуза модели классифицированы на институциональные, технологические, дидактические и синергетические. Описан каждый из типов данных моделей, показаны особенности и достоинства отдельных их видов. Сделан вывод об отсутствии единства в понимании сущности смешанного обучения. Дана авторская трактовка этого понятия.

Практическая значимость. Материалы публикации могут быть востребованы при проектировании, внедрении и диагностике результативности моделей смешанного обучения или их компонентов в практике конкретных вузов.

De los autores

Т. Плетяго
Тюменский государственный университет
Russian Federation


А. Остапенко
Тюменский государственный университет
Russian Federation


С. Антонова
Тюменский государственный университет
Russian Federation


Referencias

1. Garrison D. R., Kanuka H. Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education // The Internet and Higher Education. 2004. № 7 (2). P. 95-105.

2. Drysdale J. S., Graham C. R., Spring K. J., Halverson L. R. An analysis of research trends in dissertations and these studying blended learning // Internet and Higher Education. 2013. № 17 (1). P. 90-100.

3. Dziuban C., Hartman J., Cavanagh T., Moskal P. Blended Courses as Drivers of Institutional Transformation // Kitchenham A. Blended Learning Across Disciplines: Models for Implementation. Hershey: PA: IGI Global, 2011. P. 17-37.

4. Garnham C., Kaleta R. Introduction to hybrid courses // Teaching with Technology Today. 2002. March 20. № 8 (6). Available from: https://hccelearning.files.wordpress.com/2010/09/introduction-to-hybrid-course1.pdf (дата обращения 16.08.2018 г.).

5. Halverson L. R., Graham C. R., Spring K. J., Drysdale J. S., Henrie C. R. A thematic analysis of the most highly cited scholarship in the first decade of blended learning research // The Internet and Higher Education. 2014. № 20. P. 20-34.

6. Пьяных Е. Г., Немчанинова Ю. П. Смешанное обучение как эффективная форма работы с магистрами в области естественно-научного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 7. С. 257-260.

7. Стариченко Б. Е., Семенова И. Н., Слепухин А. В. Понятийный аппарат электронного, дистанционного и смешанного обучения в методологии парадигмального подхода // Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Сборник международной научно-практической конференции. Екатеринбург: ИРРО, 2014.

8. Титова C. B., Филатова А. В. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков. Москва: П-Центр, 2010. 100 с.

9. Graham C. R. Blended learning systems: Definition, current trends, and future directions // Bonk C. J., Graham C. R. The handbook of blended learning: Global perspectives, local designs. San Francisco, CA: Pfeiffer Publishing, 2006. P. 3-21.

10. Procter C. T. Blended Learning in Practice // Education in a Changing Environment Conference Proceedings. 2003. Available from: https://www.researchgate.net/publication/277177316 (дата обращения 16.08.2018 г.).

11. Driscoll M. Blended learning: Let’s get beyond the hype // E-learning. 1 (4). 2002. P. 1-4.

12. Osguthorpe R. T., Graham C. R. Blended learning environment: Definitions and directions // Quarterly Review of Distance Education. 2003. 4. P. 227-234. Available from: http://www.infoagepub.com/index.php?id=89&i=58 (дата обращения 16.08.2018 г.).

13. Тихомирова Н. В. Образовательный процесс в электронном университете: условия и направления трансформации // Открытое образование. 2011. № 3. С. 71 - 77. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/v/obrazovatelnyy-protsess-v-elektronnom-universitete-usloviya-i-napravleniya-transformatsii (дата обращения 16.08.2018 г.).

14. Фомина А. С. Смешанное обучение в вузе: институциональный, организационно-технологический и педагогический аспекты // Теория и практика общественного развития. № 21. 2014. С. 272-279. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/21/pedagogics/fomina.pdf (дата обращения 16.08.2018 г.).

15. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: технология проектирования учебного процесса // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 58. С. 20-27.

16. Семенова И. Н., Слепухин А. В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 68-74.

17. Кун К. «E-Learning - электронное обучение» // Информатика и образование. 2007. № 6. С. 16-18.

18. Bonk C. J., Graham C. R. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, local designs. San Francisco, CA: Pfeifer, 2006.

19. Staker H., Horn M. B. Classifying K-12 Blended Learning. Available from: http://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/04/Classifying-K-12-blended-learning.pdf

20. Фандей В. А. Смешанное обучение: современное состояние и классификация моделей смешанного обучения // Информатизация образования и науки. 2011. № 4 (12).

21. Norberg A., Dziuban C., Moskal P. A Time Based Blended Learning Model. On the Horizon. 2011. Vol. 19. Issue 3. P. 207-216. Available from: http://dx.doi.org/10.1108/10748121111163913 (дата обращения 16.08.2018 г.).

22. Bosch C. Promoting Self-Directed Learning through the Implementation of Cooperative Learning in a Higher Education Blended Learning Environment. Johannesburg, SA: Doctoral dissertation at North-West University, 2016.

23. Picciano A. G. An integrated Multimodal Model for Online Education. Theories and frameworks for online education: Seeking an integrated model // Online Learning. 2017. № 21 (3). P. 166-190. DOI: 10.24059/olj.v21i3.1225

24. Garrison D. R., Vaughan N. D. Blended learning in higher education: Framework, principles, and guidelines. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2008. DOI: 10.1002/9781118269558. Publisher: John Wiley & Sons

25. Wang Y., Han X., Yang J. Revisiting the Blended Learning Literature: Using a Complex Adaptive Systems Framework // Educational Technology & Society. 2015. № 18 (2). P. 380-393.


Recensión

Para cita:


Pletyago T.Yu., Ostapenko A.S., Antonova S.N. Pedagogical models of blended learning: On the experience of Russian and foreign practice of design and implementation. The Education and science journal. 2019;21(5):112-129. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-113-130

Número de consultas: 2481


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)