Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Дуальная система образования Германии в оценках ее субъектов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-131-157

Аннотация

Введение. Широко практикуемая и популярная в ФРГ дуальная модель профессионального образования служит образцом для всего Европейского Союза. Эффективность подготовки рабочих кадров, удачно сочетающей освоение теоретических знаний с производственной деятельностью обучающихся, проверена жизнью и временем. К бесспорным достоинствам данной модели относится ее способность оперативно реагировать на вызовы глобализации и трансформации в мире профессий. В связи с этим весьма актуальны обращение к социально-культурным и историческим основам формирования дуальной системы образования и выяснение причин ее успешного современного функционирования.

Цель статьи заключается в осмыслении немецкого опыта реализации программ дуальной подготовки специалистов через изучение мнений экспертов и отзывов непосредственных участников образовательного процесса о подобном способе приобретения профессии и построения карьерной траектории.

Методология и методы. Ведущими методами исследования являлись анкетирование, сравнительный анализ и контент-анализ эмпирических материалов. Обработка и обобщение развернутых ответов респондентов производились с опорой на индуктивный метод.

Результаты. Определены и описаны исторические, ментальные и социально-экономические предпосылки возникновения и условия становления дуальной системы обучения в Германии. Разработаны методология и методический инструментарий для сопоставления установок субъектов образовательного процесса (студентов, практиков, экспертов) и их точек зрения по поводу целесообразности поддержки и продуктивности развития дуальных форм профподготовки. Полученные сведения и синтез оценочных суждений информантов позволяют представить объективную картину обеспечения экономики страны необходимыми трудовыми ресурсами.

Практическая значимость. Проведенное исследование подтверждает перспективность распространения накопленного в ФРГ опыта по воспроизводству квалифицированного рабочего персонала предприятий. Результаты изыскания помогают более четко понять направления реформирования систем профессионального образования других стран, выбрать наиболее действенные механизмы модернизации этих систем и создать с учетом национальной специфики гибкие рациональные структуры профподготовки, адекватно отвечающие на глобализационные перемены в производственном секторе.

Об авторе

А. Ю. Плешакова
Уральский государственный горный университет
Россия

Плешакова Анастасия Юрьевна – кандидат педагогических наук, начальник Управления международной деятельности, доцент кафедры Управления персоналом 

Author ID: 57191172648

Екатеринбург



Список литературы

1. Padur T., Zinke G. Digitalisation of the world of work - perspectives and challenges facing vocational education and training 4.0. 2015 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.bibb.de/en/36985.php (дата обращения: 17.09.2018)

2. BIBB Congress 2018. Online documentation [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://kongress2018.bibb.de/en/?s= (дата обращения: 17.09.2018)

3. Thomann B., Mouillour I. From a special case to a model that is in demand - what makes dual VET attractive abroad? 2012 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.bibb.de/en/22750.php (дата обращения: 17.09.2018)

4. Wossmann L. Public-Private Partnerships in Schooling: Cross-Country Evidence on their Effectiveness in Providing Cognitive Skills. Program on Education Policy and Governance. Research Paper PEPG. 05.09.2005 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.168.6099&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 17.09.2018)

5. Mulder M. Competence-based vocational and professional education. Switzerland: Springer Int. Publ, 2017. 1197 p.

6. Friedman J. Cultural Identity and Global Process. London: SAGE publications Ltd, 1994. 288 p.

7. Kershenshtainer G. Three Lectures on Vocational Training. Trieste Publishing Pty Limited, 2017. 66 p.

8. Оболенская С. В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в конце 70-х годов XIX в. / РАН, Институт всеобщей истории. Москва: Наука, 1992. 174 с.

9. Brown A., Kirpal S., Rauner F. Identities at work. Dordrecht, The Netherlands: Springer, 2007. 407 p.

10. Stenstrom M.-L., Lasonen, J. Strategies for reforming initial vocational education and training in Europe. Final Report of the Project. Leonard da Vinci/Transnational Pilot Projects: Multiplier Effect, Strand III.3.a. Jyväskylä: Institute for Educational Research, University of Jyväskylä, 2000. P. 130−145.

11. Greinert W. D. Orhanisationsmodelle und Lernkonzepte in der beruflichen Bildung. Analytische Grundlagentexte. Broschiert, 2000. 226 p.

12. Kuebert F. «Bidungseinheit» und Systemtransformation. Beitraege zur bildungspolitischen Entwicklungwn in den neuen Bundeslaendem und im oestlichen Europa. Berlin: Verlag A. Spitz, 1999. 282 p.

13. Lipsmeier A. Berufsschule 2000. In: Prasident der TH Darmstadt (Hrsg.): Neue Technologien in der berufsbildung. Darmstadt o J. S. 1988. P. 77−101.

14. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: учебное пособие. Екатеринбург: Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 1996. 288 (419) с.

15. Hemkes B., Wiesner K.-M. Higher education doubters and their view of vocational education and training. Results of a student survey [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.bibb.de/en/49203.php (дата обращения: 19.07.2018)

16. Krewerth A., Eberhard V., Gei J. Orientation in the vocational training jungle. 2012 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.bibb.de/en/22480.php (дата обращения: 24.09.2018)

17. Gei J., Matthes S. Refugees on their way into training - what support do they want? 2016 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.bibb.de/en/66615.php (дата обращения: 21.09.2018)

18. Kinti I., Hayward G. Developing Skills for collaborative, relational research in Higher Education: a cultural historical analysis. In G. Wells and A. Edwards (eds). Pedagogy in Higher Education: A Cultural Historical Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. P. 181−198.

19. Allen M. Brief history and description of the National Innovative System in Germany. 2015 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.research.manchester.ac.uk/portal/files/32298747/FULL_TEXT.PDF (дата обращения: 21.09.2018)

20. Романцев Г. М. Проблемы становления профессионального ремесленного образования в России. Екатеринбург: РГППУ, 2012. 233 с.

21. Федотова О. Д. Теоретико-методологические основы педагогики Германии и ФРГ, конец 19 века - 90-е гг. 20 века [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/teoretiko-metodologicheskie-osnovypedagogiki-germanii-i-frg-konec-xix-veka-90-e.html (дата обращения: 14.08.2018)

22. Федотова Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования (опыт ФРГ и России) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/razvitie-dualnoj-formy-professionalnogoobrazovanija.html (дата обращения: 12.08.2018)

23. Корнеева Л. И. Педагогические особенности деятельности и подготовки обучающего персонала в дуальной системе профессионального образования ФРГ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-osobennosti-dejatelnosti-i-podgotovki-obuchajuwego-personala-v.html (дата обращения 10.08.2018)

24. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига: Эксперимент, 1995. 176 с.

25. Есенина Е. Ю. Что такое дуальная система обучения? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Esenina.pdf (дата обращения: 16.07.2018)

26. Соловьева С. В. Дуальная система профессионального образования в Германии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/elibrary/vestnik_soc/18115942_20134(32)_unicode/15.pdf (дата обращения: 16.07.2018)

27. Altbach P. Academic Salaries and Contracts: What Do We Know? / P. Altbach Philip, I. F. Pacheco // International Higher Education / The Boston College center for International Higher Education. 2012. № 68. P. 2−3.

28. De Wit H. On the definition of international education // European Association for International Education Newsletter. 1993. № 11. Р. 7−10.

29. Harari M. Internationalisation of Higher Education: Effecting Institutional Change in the Curriculum and Campus // Long Beach, California: Center for International Education, California State University, 1989. 138 p.

30. Knight J. Internationalisation Remodelled: Definition, approaches and rationales // Journal of Studies in Interntaional Education. 2004. Vol. 8, № 1. P. 5−31.

31. Soderqvist M. Internationalisation and its management at Higher Education Institutions. Applying сonceptual, content and discourse analysis // Helsinki School of Economics: HSE Print, 2007. 271 p.


Рецензия

Для цитирования:


Плешакова А.Ю. Дуальная система образования Германии в оценках ее субъектов. Образование и наука. 2019;21(5):130-156. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-131-157

For citation:


Pleshakova A.Yu. Germany’s dual education system: The assessment by its subjects. The Education and science journal. 2019;21(5):130-156. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-131-157

Просмотров: 1434


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)