Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Этнокультурный тренинг как фактор профилактики этнической отчужденности личности

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-158-181

Texto completo:

Resumen

Введение. Естественным следствием активизации территориально-трудовой мобильности населения в современном мире является расширение межкультурных и межнациональных контактов, которые далеко не всегда бывают позитивными и конструктивными. К основным причинам напряженности межэтнических взаимоотношений коренных народов и мигрантов относится трудность адаптации переселенцев к новым условиям проживания. Процесс аккультурации сопровождается их стремлением изолироваться, что воспринимается коренными жителями территории как опасность. Актуальной проблемой и в России, и в других странах становится приобщение мигрантов к незнакомой им социокультурной среде, не угрожающее этническим ценностям.

Цель статьи - представить итоги апробации тренинга по профилактике этнической отчужденности личности и формированию биэтнической идентичности.

Методология и методики. Исследование осуществлялось с опорой на концепцию «отчужденность - идентичность». На констатирующем этапе диагностики мигрантов (n = 410) был задействован комплекс методик кросс-культурной и этнической психологии. Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с применением коэффициента корреляции Пирсона. Для испытуемых с высокими показателями по шкале «отчужденность» (n = 15) был разработан и проведен специальный тренинг, результаты которого на контрольном этапе диагностики обрабатывались также посредством математико-статистических процедур с использованием T-критерия Вилкоксона.

Результаты и научная значимость. Определены основные характеристики этнической отчужденности: социальная дезадаптация, депрессивность и дисгармония личности, ностальгия по родной культуре, индивидуализм, идентификация с родным этносом. Доказывается, что авторский этнокультурный тренинг способствует успешной адаптации переселенцев: личностное развитие, обучение нормам поведения в поликультурном пространстве и обретение межкультурной коммуникативной компетентности позволяют им встроиться в новую среду и чувствовать себя в ней более уверенно и комфортно.

Практическая значимость. Предлагаемый методический инструментарий может быть внедрен в практику специалистов, реализующих государственную программу по адаптации мигрантов, работников социальных служб, информационных и адаптационных центров, сотрудников организаций и субъектов общественных объединений, занимающихся проблемами мигрантов.

De los autores

А. Степанова
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Russian Federation


Э. Сыманюк
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Russian Federation


Referencias

1. Зиновьева Д. М. Психология отчуждения. Монография. Волгоград: Волгоградская академия государственной службы, 2005. 171 с.

2. Ратайчак 3. Межличностное доверие // Человек как субъект общественной жизни. Вроцлав; Варшава; Краков, 1983. С. 85-102.

3. Башмановская Я. В. Преодоление социального отчуждения как условие выхода из состояния одиночества // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2014. № 6 (2). С. 25-30.

4. Гусева И. С. Опросник экспресс-диагностики отчужденности личности и его апробация // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2014. № 3 (28). С. 66-71.

5. Смолева Е. О. Социальное отчуждение: анализ теоретических подходов // Вопросы территориального развития. 2016. № 4 (34). С. 1-14.

6. Heath O. Policy alienation, social alienation and working-class abstention in Britain, 1964-2010 // British Journal of Political Science. 2018. № 48 (4). P. 1053-1073.

7. Safipour J., Schopflocher D., Higginbottom G., Emami A. Feelings of social alienation: a comparison of immigrant and non-immigrant Swedish youth // International Journal of Sociology and Social Policy. 2011. Vol. 31. № 7/8. P. 456-468.

8. Максимчук Е. Д. Применение программы социально-психологического сопровождения межкультурной адаптации иностранных студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4. С. 171-175.

9. Ifeagwazi C. M., Chukwuorji J. C., Zacchaeus E. Alienation and Psychological Wellbeing: Moderation by Resilience // Social Indicators Research. 2015. № 120 (2). [Internet]. Available from: https://www.researchgate.net/publication/269820735_Alienation_and_Psychological_Wellbeing_Moderation_by_Resilience (cited 14.01.2019).

10. Щербинин А. А., Поползина Л. П., Ворончихина М. В. Преодоление «отчуждения» (otherization) в рамках процесса обучения межкультурной коммуникации // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 13. С. 125-130.

11. Топильская О. А. Восстановление баланса в психологическом конверсиве отчуждение - идентификация как способ преодоления отчуждения // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 3 (061). С. 236-242.

12. Ellis J. M., Rowley L. L., Nellum C. J. From alienation to efficacy: An examination of racial identity and racial academic stereotypes among Black male adolescents // Urban Education. 2018. Vol. 53 (7). P. 899-928.

13. Tanti C., Stukas A. A., Halloran M. J., Foddy M. Social identity change: Shifts in social identity during adolescence // Journal of adolescence. 2011. Elsevier.Vol. 34. Issue 3. P. 555-567.

14. Миронов А. В. Этническая идентичность как фактор формирования самоотношения личности // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11. С. 116-119.

15. Nandi A., Platt L. Patterns of minority and majority identification in a multicultural society // Ethnic and Racial Studies. 2015. № 38 (15). P. 2615-2634.

16. Verkuyten M. The Social Psychology of Ethnic Identity. London: Routlege. 2018. [Internet]. Available from: https://doi.org/10.4324/9781315109527 (cited 21.01.2019)

17. Леонтьева А. А., Шлягина Е. И. Психология биэтнической идентичности или как стать посредником в поликультурном обществе // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. № 7 (51). С. 147-148.

18. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум. Учебное пособие для студентов вузов. Москва: Аспект Пресс, 2006. 208 с.

19. Gallardo M. E., McNeill B. W. Intersections of multiple identities: A casebook of evidence-based practices with diverse populations [Internet] // NY: Routlege. 2011. Available from: https://doi.org/10.4324/9780203893333 (cited 14.01.2019)

20. Gonzales-Backen M. A. An application of ecological theory to ethnic identity formation among biethnic adolescents // Family Relations. 2013. № 62. P. 92-108.

21. Grbic D. Social and cultural meanings of tolerance: Immigration, incorporation and identity in Aotearoa, New Zealand // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2010. Vol. 36. Issue 1. P. 125-148.

22. Merenkov A., Antonova N. Problems of Social Adaptation of International Students in Russia // New Educational Review. 2015. № 3. P. 122-132.

23. Султанова А. Н., Ласовская Т. Ю. Психологический тренинг как помощь в успешной адаптации мигрантов-соотечественников // Journal of Siberian Medical Sciences. 2012. № 6. Available from: https://elibrary.ru/download/elibrary_18985649_33874337.pdf (cited 17.01.2019).

24. Нето Ф. П. С., Пшенко К. А., Якушкина М. С. Социокультурная и правовая адаптация мигрантов как фактор стабилизации миграционных потоков в СНГ // Наука и образование. Педагогика. 2011. № 2(27). С. 104-108.

25. Гриценко В. В., Константинов В. В. Тренинг оптимизации процесса социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов. Балашов: Николаев, 2004. 56 с.

26. Петровский А. В., Ярошевский А. В. Психологический словарь. Москва: Политиздат, 2007. 494 с.

27. Berry J. W. Poortinga Y. H., Segall M. H., Dasen P. R. Cross-Cultural Psychology: Research and Application. New York: Cambridge University Press, 2002. 588 p.

28. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 336 с.

29. Степанова А. А. Феномен этнической отчужденности: сущность, основные характеристики, психологическая профилактика // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 218-223.

30. Степанова А. А. Психологическая профилактика этнической отчужденности мигрантов // Педагогическое образование в России. 2015. № 2. С. 63-68.

31. Triandis H. C. Collectivism and individualism: A reconceptualization of a basic concept in cross-cultural psychology. London: MacMillan, 1988.

32. Parsons T. The structure of social action. New York: McGrow-Hill, 1937.

33. Gorbachev O. Migrants and the Russian State in the 20th Century: Opportunities and Limitations // Quaestio Rossica. 2018. № 1. P. 240-248.

34. Wang W. W., Fan C. C. Migrant workers' integration in urban China: Experiences in employment, social adaptation, and self-identity // Eurasian Geography and Economics. 2012. Vol. 53. Issue 6. P. 731-749.


Recensión

Para cita:


Stepanova A.A., Symaniuk E.E. Ethnocultural training as a factor in preventing ethnic alienation of a personality. The Education and science journal. 2019;21(5):157-180. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-158-181

Número de consultas: 4763


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)