Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

К вопросу организации физической подготовки в вузе с учетом конституциональной типологии и группы здоровья студентов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-182-201

Полный текст:

Аннотация

Введение. Важным направлением научного поиска в области решения проблем здоровьесбережения является изучение обусловленности функциональных параметров и двигательных способностей человека типом его конституции. Индивидуальные морфологические и физиометрические особенности организма и принадлежность к определенному соматотипу необходимо учитывать при организации физической подготовки в учебных учреждениях, в том числе на высшей ступени образования.

Цель изложенного в публикации исследования - установить степень корреляции моторных и функциональных характеристик организма студентов с разными типами конституции и группами здоровья обучающихся для совершенствования алгоритма планирования и эффективной безопасной реализации процесса физического воспитания в вузе.

Методы и методики. Для обследования юношей-студентов (n = 1300) в возрасте 17-20 лет 1-й (n = 1012) и 2-й (n = 288) функциональных групп здоровья был выполнен педагогический скрининг. Типы конституции определялись по схеме М. В. Черноруцкого с вычислением величины индекса Пинье и индекса Робинсона. Для обработки полученных в ходе диагностики результатов использовались методы статистического анализа с применением пакета прикладных программ «StatSoft Statistica 6.1» и «Microsoft Excel». Достоверность различий средних величин выборок оценивалась при помощи параметрических методов с расчетом t-критерия Стьюдента.

Результаты и научная новизна. Зафиксированы и рассмотрены двигательные особенности, функциональные характеристики кардиореспираторной системы и физиометрические параметры испытуемых, занимавшихся по программе дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» на 1-2-м курсах в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИрНИТУ). Обнаружены достоверные различия в значениях показателей двигательных тестов и функциональных характеристик организма молодых людей с разными типами конституции. В обеих группах здоровья у участников эксперимента выявлена более высокая физическая и функциональная подготовленность юношей нормостенического и астенического типов конституции по сравнению с их сокурсниками-гиперстениками. Моторные качества и функциональные резервы кардиоресператорной системы оказались выше у студентов-нормостеников и астеников 1-й функциональной группы по сравнению с представителями 2-й функциональной группы тех же конституций. Сделан вывод о тесной взаимосвязи соматотипов с моторными и функциональными качествами организма обучающихся, занимающихся физической культурой.

Практическая значимость. Материалы исследования позволяют усовершенствовать и конкретизировать методику индивидуально-дифференцированного физического воспитания студентов высших учебных заведений.

Об авторах

М. М. Колокольцев
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Россия

Колокольцев Михаил Михайлович - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры физической культуры 

Иркутск



С. С. Ермаков
Гданьский университет физической культуры и спорта
Польша

Ермаков Сергей Сидорович - доктор педагогических наук, профессор, профессор 

Гданьск



Н. В. Третьякова
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
Россия

Третьякова Наталия Владимировна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики физической культуры 

Екатеринбург



Список литературы

1. Moy B., Renshaw I., Davids K. The impact of nonlinear pedagogy on physical education teacher education students’ intrinsic motivation // Physical Education and Sport Pedagogy. 2016. № 21 (5). C. 517-538. Available from: https://doi.org/10.1080/17408989.2015.1072506 (дата обращения: 24.08.2018).

2. Абдуллина Л. Б. Формирование здорового образа жизни студентов в условиях современного вуза: практико-ориентированный аспект // Здоровьесберегающее образование. 2014. № 2. С. 78-82.

3. Колокольцев М. М. Характеристика двигательных возможностей студентов-юношей с различными типами конституции // Вестник ИрГТУ. 2014. № 3 (86). С. 338-343.

4. Pop C. L. Body mass index and body image anxiety in a sample of undergraduate students // Physical Education of Students. 2018. № 22 (2). Р. 77- 82. Available from: https://doi.org/10.15561/20755279.2018.0204 (дата обращения: 24.08.2018).

5. Demirci N., Toptaş D. P. The determination of physical activity, nutrition and self-sufficiency levels of sedanter individuals of fitness club member // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. 2018. № 22 (5). Р. 237-245. Available from: https://doi.org/10.15561/18189172.2018.0503 (дата обращения: 15.12.2018).

6. Пуликов А. С., Москаленко О. Л. Адаптационные возможности юношей разного типа телосложения в зависимости от возраста в условиях Сибири // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 101-107 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24992 (дата обращения: 30.07.2018).

7. Аслоньянц А. М., Нефедова Л. В., Нефедов П. В. Об адаптационном потенциале как одном из показателей состояния здоровья студентов медицинского колледжа // Вестник новых медицинских технологий. 2007. Т. 14. № 4. С. 84.

8. Пуликов А. С., Москаленко О. Л. Динамика массы и плотности тела в зависимости от конституции, полового диморфизма и возраста юношей в условиях городского антропотехногенного загрязнения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8-3. С. 77-80 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=5752 (дата обращения: 24.08.2018).

9. Tolgfors, B., Ohman, M. The implications of assessment for learning in physical education and health // European Physical Education Review. 2016. № 22 (2). Р. 150-166. Available from: https://doi.org/10.1177/1356336X15595006 (дата обращения: 24.08.2018).

10. Kolokoltsev M., Iermakov S., Jagiello M. Comparative analysis of the functional characteristics and motor qualities of students of different generations and body types // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. 2018. № 22 (6). Р. 287-295. Available from: https://doi.org/10.15561/18189172.2018.0602 (дата обращения: 24.01.2019).

11. Yang C. B., Dong M. K. A Study of the correlation between teachers’ teaching styles and students’ participation motivation in the physical education // Journal of Baltic Science Education. 2017. № 16 (2). Р. 199-206.

12. Olafsdottir A. S., Torfadottir J. E., Arngrimsson S. A. Health Behavior and Metabolic Risk Factors Associated with Normal Weight Obesity in Adolescents // PLoS ONE. 2016. № 11 (8). Р. 34-40. Available from: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0161451 (дата обращения: 24.08.2018).

13. Калмыкова Е. М., Харламов Е. В. Характеристика уровня физического здоровья и физической подготовленности студентов-медиков в зависимости от соматотипа // Медицинский вестник Юга России. 2011. № 4. С. 33-38.

14. Tunnemann H. Evolution and adjustments for the new rules in wrestling // Psychophysiological International Journal of Wrestling Science. 2013. № 3 (2). Р. 94-105. Available from: https://doi.org/10.1080/21615667.2013.10878992 (дата обращения: 24.08.2018).

15. Калмыкова Е. М., Харламов Е. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-медиков с учетом конституционально-типологических особенностей // Медицинский вестник Юга России. 2012. № 3. С. 29-32.

16. Колокольцев М. М. Характеристика физического развития студентов-юношей с учетом типологических особенностей их конституции // Вестник ИрГТУ. 2015. № 10 (105). С. 309-314.

17. Yıldız M. The acute effects of repeated static apnea on aerobic power // Physical Education of Students. 2018. 22 (4). Р. 217-220. Available from: https://doi.org/10.15561/20755279.2018.0407 (дата обращения: 14.10.2018).

18. Блинков С. Н., Левушкин С. П., Косихин В. П. Изменение показателей физического состояния сельских школьниц 7-17 лет разных соматотипов под воздействием двигательных режимов различной направленности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 1 (119). С.42-48.

19. Харлампенкова Ю. А., Дарданова Н. А. Учет возрастных особенностей женщин фертильного возраста в организации занятий различными видами аэробики // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2012. № 3. С. 184-187.

20. Романенко Н. И. Влияние занятий фитнесом на физическую подготовленность женщин среднего возраста различного соматотипа // Культура физическая и здоровье. Научно-методический журнал ЦФ округа России. Воронеж. 2011. № 5 (350). С. 35-38.

21. Aftimichuk O. E., Varvarich A. V. Muscular Imbalance Correction in the Power Fitness Training // European Journal of Physical Education and Sport. 2013. Vol. 1. № 1. Р. 4-14.

22. Chwalczynska A., Jedrzejewski G., Socha M., Jonak W., Sobiech K. A. Physical fitness of secondary school adolescents in relation to the body weight and the body composition: classification according to World Health Organization. Part I // Journal of Sports Medicine and Physical Fitness. 2017. № 57 (3). Р. 244-251. Available from: https://doi.org/10.23736/s0022-4707.16.05664-4 (дата обращения: 24.08.2018).

23. Баскевич О. В. Взаимосвязь соматотипа с соматическим здоровьем студентов // Физическое воспитание студентов. 2015. № 6. С. 4-9.

24. Доронцев А. В., Козлятников О. А. Структура взаимосвязи уровня физической подготовленности и показателей стандартных функциональных проб у студентов мышечно-дегистивного типа телосложения // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 6 (148). С. 62-66.

25. Кошкин Е. В. Индивидуально-типологические особенности курсантов разных соматотипов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (146). С. 94-98.

26. Лобанов Ю. Я., Коваленко В. Н., Миронова О. В., Токарева А. В. Характер проявления физических качеств в зависимости от типологических особенностей конституции студентов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 2 (156). С. 122-126.

27. Аппак Г. А. Индивидуально-типологический подход на занятиях по физической культуре у студенток 17-18 лет, имеющих различные заболевания // Адаптивная физическая культура. 2012. № 1 (49). С. 42-44.

28. Савченков М. Ф. Здоровье населения и окружающая среда // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2010. № 3. С. 124-127.

29. Fefelova V. V., Koloskova T. P., Fefelova Y. A., Kazakova T. V., Sergeeva E. Y. Effect of food load on activities of enzymes of the main metabolic pathways in blood lymphocytes in girls with different anthropometric parameters // Bulletin of Experimental Biology and Medicine. 2015. Vol. 159, № 3. P. 309-313.

30. Robinson B. F. Relation of heart rate and systolic blood pressure to the onset of pain in angina pectoris // Circulation. 1967. № 35. Р. 1073-1083. Available from: https://doi.org/10.1161/01.CIR.35.6.1073 (дата обращения: 24.08.2018).

31. Ikonomi E., Daulle E., Çerra E., Canaj F. Correlation of Anthropometric Indicators to Vital Capacity of Young // International Journal of Science and Research. 2016. № 5 (7). Р. 608-614. Available from: https://doi.org/10.21275/v5i7.ART2016264 (дата обращения: 24.08.2018).

32. Nikitinа O. S., Yevsey A. V., Narezkina L. P., Pereverzev V. A. Normal physiology. Practicum manual for specialty «Stomatology». In 2 parts. Part 1. Minsk: BSMU, 2016. 72.

33. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие для студентов вузов. Москва, 2000. 242 с.

34. Grjibovski A. M., Bygren L. O., Svartbo B., Magnus P. Social variations in fetal growth in Northwest Russia: an analysis of medical records // Annals of Epidemiology. 2003. № 9. Р. 599-605. Available from: https://doi.org/10.1016/S1047-2797(03)00052-8 (дата обращения: 24.08.2018).


Для цитирования:


Колокольцев М.М., Ермаков С.С., Третьякова Н.В. К вопросу организации физической подготовки в вузе с учетом конституциональной типологии и группы здоровья студентов. Образование и наука. 2019;21(5):181-200. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-182-201

For citation:


Kolokoltsev M.M., Iermakov S.S., Tretyakova N.V. Organisation of physical education at the university based on students’ constitutional types and health groups. The Education and science journal. 2019;21(5):181-200. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-182-201

Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)