Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-1-42-57

Полный текст:

Аннотация

В статье говорится об одной из наиболее актуальных проблем в сфере современного образования – формировании толерантности педагогов и учащихся, т. е. открытости их к познанию, пониманию другого человека, стремлении к продуктивному сотрудничеству. Толерантность определяет возможности личностного саморазвития субъектов учебного процесса, активное усвоение различных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. В сущности, это не столько качество личности, сколько ее реализуемое состояние.

Выделены направления формирования толерантного отношения субъектов образовательного процесса. Показано, что основополагающей в развитии толерантности должна стать концепция личностно-ориентированного обучения, основой которой являются гуманистические ценности.

Для оптимизации результатов подготовки специалиста, способного свободно общаться в профессиональной среде любого уровня, ориентироваться в любой, даже самой сложной, нестандартной педагогической ситуации предлагается когнитивно-деятельностная модель обучения. Подробно рассмотрены положения когнитивной психологии, которые могут послужить основой данной модели. Такое обучение будущих педагогов способствует развитию у них высокого уровня интеллекта, формированию творческого потенциала, накоплению практического опыта, формированию необходимого методического мышления, а также воспитанию толерантности в профессиональном общении. 

Об авторах

О. Б. Акимова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Россия

доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой акмеологии общего и профессионального образования, декан Факультета повышения квалификации Российского государственного профессионально-педагогического университета, академик Международной академии наук педагогического образования, действительный член Ноосферной общественной академии наук



Т. С. Табаченко
Институт русской филологии Сахалинского государственного университета, г. Южно-Сахалинск
Россия

доктор педагогических наук, профессор, директор Института русской филологии Сахалинского государственного университета



Список литературы

1. Воробьева И. В. Феномен толерантности в контексте педагогического взаимодействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 24 с.

2. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982. 336 с.

3. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982. 208 с.

4. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Эргономика. М.: Тривола, 1996.

5. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. 294 с.

6. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: курс лекций. М.: Гнозис, 2001. 270 с.

7. Кубрякова Е. С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е. С. Кубряковой. М.: МГУ, 1997. 245 с.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.

9. Лингарт Й.Процесс и структура человеческого учения / пер. с чеш. Р. Е. Мельцера. М.: Прогресс, 1970. 686 с.

10. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. 550 с.

11. Микешина Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.

12. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 600 с.

13. Broadbent D. E. Perception and communication. L. & N. Y.: Pergamon Press, 1958. 338 р.

14. Treisman A. Strategies and models of selective attention // Psychological Review, 1969. V. 76. No 3. P. 282–299.


Для цитирования:


Акимова О.Б., Табаченко Т.С. КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. Образование и наука. 2013;1(1):42-57. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-1-42-57

For citation:


Akimova O.V., Tabatchenko T.S. Cognitive component of Tolerance in Pedagogic Education. The Education and science journal. 2013;1(1):42-57. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-1-42-57

Просмотров: 791


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)