КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-1-42-57
Аннотация
В статье говорится об одной из наиболее актуальных проблем в сфере современного образования – формировании толерантности педагогов и учащихся, т. е. открытости их к познанию, пониманию другого человека, стремлении к продуктивному сотрудничеству. Толерантность определяет возможности личностного саморазвития субъектов учебного процесса, активное усвоение различных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. В сущности, это не столько качество личности, сколько ее реализуемое состояние.
Выделены направления формирования толерантного отношения субъектов образовательного процесса. Показано, что основополагающей в развитии толерантности должна стать концепция личностно-ориентированного обучения, основой которой являются гуманистические ценности.
Для оптимизации результатов подготовки специалиста, способного свободно общаться в профессиональной среде любого уровня, ориентироваться в любой, даже самой сложной, нестандартной педагогической ситуации предлагается когнитивно-деятельностная модель обучения. Подробно рассмотрены положения когнитивной психологии, которые могут послужить основой данной модели. Такое обучение будущих педагогов способствует развитию у них высокого уровня интеллекта, формированию творческого потенциала, накоплению практического опыта, формированию необходимого методического мышления, а также воспитанию толерантности в профессиональном общении.
Об авторах
О. Б. АкимоваРоссия
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой акмеологии общего и профессионального образования, декан Факультета повышения квалификации Российского государственного профессионально-педагогического университета, академик Международной академии наук педагогического образования, действительный член Ноосферной общественной академии наук
Т. С. Табаченко
Россия
доктор педагогических наук, профессор, директор Института русской филологии Сахалинского государственного университета
Список литературы
1. Воробьева И. В. Феномен толерантности в контексте педагогического взаимодействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 24 с.
2. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982. 336 с.
3. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982. 208 с.
4. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Эргономика. М.: Тривола, 1996.
5. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. 294 с.
6. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: курс лекций. М.: Гнозис, 2001. 270 с.
7. Кубрякова Е. С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е. С. Кубряковой. М.: МГУ, 1997. 245 с.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.
9. Лингарт Й.Процесс и структура человеческого учения / пер. с чеш. Р. Е. Мельцера. М.: Прогресс, 1970. 686 с.
10. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. 550 с.
11. Микешина Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.
12. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 600 с.
13. Broadbent D. E. Perception and communication. L. & N. Y.: Pergamon Press, 1958. 338 р.
14. Treisman A. Strategies and models of selective attention // Psychological Review, 1969. V. 76. No 3. P. 282–299.
Рецензия
Для цитирования:
Акимова О.Б., Табаченко Т.С. КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. Образование и наука. 2013;1(1):42-57. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-1-42-57
For citation:
Akimova O.V., Tabatchenko T.S. Cognitive component of Tolerance in Pedagogic Education. The Education and science journal. 2013;1(1):42-57. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-1-42-57